МВД Польши: российские диспетчеры действовали под давлением, совершили много ошибок и не помогли экипажу Ту-154

Диспетчеры аэропорта Северный под Смоленском «действовали под большим давлением и совершили много ошибок, не оказав поддержки экипажу во время подхода на посадку в трудных погодных условиях», такой вывод сделала польская правительственная комиссия, передает ИТАР-ТАСС.

Об этом было заявлено на пресс-конференции министра внутренних дел и администрации Польши Ежи Миллера, возглавляющего польскую правительственную комиссию, расследующую причины катастрофы под Смоленском.

Таким образом, глава МВД Польши дал симметричный комментарий к итоговому докладу Межгосударственного авиационного комитета (МАК). Во-первых, МАК признал, что это польские летчики испытывали давление со стороны высокопоставленных пассажиров рейса, который должен был доставить в Смоленск президента Леха Качиньского и высокопоставленную делегацию. Во-вторых, в докладе МАК расписана целая серия ошибок, совершенных польскими летчиками. Наконец, из доклада МАК следует, что диспетчеры не могли давать указания летчикам совершать или не совершать посадку.

Кроме того, польская сторона тоже прибегла к видеопрезентации, как и МАК на обнародовании своего доклада в Москве.

При одной из реконструкций, рассказывающей о заходе на посадку российского самолета Ил-24, который в итоге решил уйти на запасной аэродром, слышны ругательства в комнате диспетчеров, сообщает РИА «Новости».

«Мы хотим представить доказательства, подтверждающие справедливость наших замечаний», – сказал по поводу презентации глава МВД.

В частности, демонстрируются кадры посадки на смоленском аэродроме первого польского самолета Як-40, которая происходит без разрешения от диспетчера. Затем, когда пилоту удается посадить самолет, слышны слова диспетчера: «Молодец». Также видеореконструкция демонстрирует, как диспетчер еще до захода на посадку польского борта номер один звонит в Москву и рассказывает о плохих погодных условиях, о том, что необходимо сказать экипажу Ту-154 о запасном аэродроме Внуково.

В рамках конференции были обнародованы записи переговоров диспетчеров с контрольной вышки аэродрома Северный. Вопреки поступавшим ранее сообщениям, стенограммы записей не будут опубликованы на официальном сайте ведомства, уточняет ИТАР-ТАСС.

Польский Ту-154 разбился 10 апреля 2010 года при заходе на посадку на аэродром Смоленск-Северный. Погибли 96 человек – 88 пассажиров и восемь членов экипажа, в том числе президент Польши Лех Качиньский, его супруга и часть руководства страны.

МАК 12 января обнародовал окончательный отчет о результатах технического расследования, согласно которому непосредственной причиной крушения признано решение экипажа не уходить на запасной аэродром, а системными причинами – недостатки в обеспечении полета и подготовке экипажа. Материалы технического расследования свидетельствуют, что в кабине пилотов во время посадки находился главком ВВС Польши Анджей Бласик, в крови которого был обнаружен алкоголь. Согласно выводам экспертов, в том числе польских, его присутствие оказывало давление на пилотов и повлияло на их решение посадить самолет в Смоленске, несмотря на предупреждения диспетчеров.