Тарифы ищут в «черной дыре»

Столичные власти планируют переход на долгосрочное планирование тарифов ЖКХ

Фотография: ÈÒÀÐ-ÒÀÑÑ

Столичные власти планируют переход на долгосрочное планирование тарифов ЖКХ. Чиновники обещают, что рост тарифов не будет опережать инфляцию, а 100-процентную ставку жилищно-коммунальных услуг горожанам не придется оплачивать еще достаточно долго. По мнению экспертов, жители уже давно платят гораздо больше пресловутых 100%, столичная система тарифного регулирования неэффективна, а ЖКХ остается «черной дырой».

Столичные власти планируют переход на новую систему формирования тарифов ЖКХ. Конкретные цифры будут обнародованы в июле. А пока чиновники обсуждают «работу по приведению системы государственного регулирования цен (тарифов) в соответствие с современными экономическими условиями». Как заявила на заседании столичного правительства во вторник руководитель департамента экономической политики Марина Оглоблина, городскими властями планируется переход на среднее и долгосрочное регулирование тарифов на жилищно-коммунальные услуги. В частности, размер тарифов на электроэнергию будет формироваться на 3—5 лет вперед.

Напомним, сейчас новые тарифные ставки на услуги ЖКХ в Москве устанавливаются ежегодно. Так, с 1 января 2010 года они выросли в среднем на 26%. Долгосрочное регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса будет производиться «методом доходности на инвестирование капитала». Для горожан это ничем не грозит, поспешила успокоить Оглоблина. Просто некоторые из тарифов будут рассчитываться на несколько лет вперед.

Правда, как призналась руководитель департамента, на тарифах для населения может сказаться постепенное прекращение практики перекрестного субсидирования (когда промышленные предприятия оплачивают услуги и ресурсы по более высоким ставкам, чем население, субсидируя его подобным образом). На сегодняшний день сумма перекрестного субсидирования составляет 3 млрд рублей. Однако, по словам руководителя департамента, проводимая правительством города политика позволила не допускать скачкообразного повышения тарифов на ЖКХ для населения, и мэрия намерена и дальше устанавливать приемлемые для населения тарифы.

Кроме того, уверяют чиновники, сегодня нет ни одного тарифа для населения, который находился бы на уровне себестоимости.

По оценке Оглоблиной, на сегодняшний день москвичи оплачивают не более 60% стоимости жилищно-коммунальных услуг. «Заявленная в 2008 году тарифная политика подразумевала более быстрый рост тарифов в течение ближайших 3-х лет, — рассказала Оглоблина журналистам после заседания. – Однако кризис внес коррективы, и мы замедлили этот процесс».

Власти Москвы не планируют переходить на 100-процентную оплату жилищно-коммунальных услуг населением, заявил и мэр Юрий Лужков. «Нам еще очень далеко до 100-процентной оплаты ЖКХ населением, — заявил он. — Я не говорю о том, что тарифы будут заморожены. Но мы должны внести ясность для населения — тарифы растут настолько, насколько растет инфляция. И правительство Москвы продолжит субсидирование населения на оплату тарифов». Лужков напомнил, что в 2008 году Москва даже отказалась от средств Фонда содействия реформированию ЖКХ в размере 8 млрд рублей в связи с тем, что не захотела обременять горожан 100-процентной оплатой ЖКУ и обязанностью частично оплачивать стоимость капремонта жилья.

По мнению директора международного департамента Комитета по борьбе с коррупцией, д. э. н. Ирины Рукиной, жители уже давно платят гораздо больше пресловутых 100%. «Это все лукавые цифры, про 60% мы слышали еще 10 лет назад, — считает эксперт. – При этом ни рядовой москвич, ни депутат не может получить объяснения, как же формируются тарифы. Их рост идет от достигнутых цифр и не имеет ничего общего с реальной стоимостью. Мы не знаем базы, не знаем, где в тарифах положенная на модернизацию инвестиционная часть, на что она расходуется. Все это тайна за семью печатями, потому-то ЖКХ и называют «черной дырой».

По мнению Рукиной, сегодняшние тарифы объясняются исключительно монополией на рынке ЖКХ. А деньги в этой сфере есть, и немалые, считает эксперт, именно поэтому бывшие ДЕЗы так рвутся управлять жилыми домами, не допуская никакой конкуренции.

Что до перекрестного субсидирования, то это, по словам Рукиной, такая же загадочная вещь, как и методика расчета тарифов. Тем не менее сегодня проблема уже не стоит так остро, как тогда, когда промышленность в Москве работала на полную мощность. А 3 млрд рублей в масштабах города — совершенно несущественная цифра. «Во всем мире стараются снижать тарифы, пусть даже на доли процентов, и только у нас они растут, — говорит Рукина. – И никто не спросит, а где же инновационные подходы, снижение затрат за счет новых технологий. Существуют отечественные разработки, позволяющие снижать цену теплоэнергетических ресурсов. Но эти изобретения в лучшем случае работают в экспериментальном порядке».

Между тем в Москве тоже были попытки заговорить о снижении тарифов ресурсоснабжающих организаций. В феврале прошлого года заявление о возможном снижении тарифов на электро- и теплоснабжение сделал на заседании хозяйственно-экономического актива РЭК Москвы первый заместитель мэра в правительстве Юрий Росляк. Как заявил председатель РЭК, «для населения и хозяйствующих субъектов тарифы могут понизиться в течение года. Зависеть это будет от ситуации в экономике города и страны в целом».

Впрочем, очень быстро последовало разъяснение, что пресса, как обычно, все неправильно поняла. Поручение столичного парламента РЭК провести обследование естественных монополистов на предмет обоснованности расходов, инвестиционных и производственных программ, а также непрофильных активов повисло в воздухе. А предложение фракции «Яблоко» в Мосгордуме прошлого созыва об установлении верхнего предела заработной платы менеджеров организаций-монополистов вообще было названо «безумием», хотя именно это и делалось во время кризиса во всем мире.

Между тем об отсутствии «экономически обоснованных» тарифов и нарушениях в системе расчета платы за жилищно-коммунальные услуги в Москве ранее заявила столичная контрольно-счетная палата.

Как заявила палата по результатам обследования проблемы тарифного регулирования жилищной услуги в 2009 году, столичные власти не имеют даже достоверной информации о количестве жилых домов в городе: расхождение в статистических данных учета жилплощади доходит по разным округам до 1 млн кв. метров. Однако это не мешает мэрии переводить управляющим организациям бюджетные субсидии на содержание и эксплуатацию жилого фонда.

Кроме того, как обнаружили аудиторы КСП, городские нормативы расхода тепловой энергии и водопотребления завышены более чем в 2 раза и не отражают фактического потребления жителями. Это приводит к необоснованному росту платежей населения и расходов городского бюджета на льготы и субсидии. К тому же, несмотря на то, что общедомовыми приборами учета тепловой энергии оборудовано большинство московских домов, их показания учитываются только при расчетах с ресурсоснабжающими организациями. Начисление и сбор платежей населения за отопление, в нарушение федерального законодательства, производится по установленным мэрией нормативам, которые, к тому же, не учитывают конструктивных и технических характеристик дома.

«Тарифы как экономическая категория в Москве не сформировались, — отметил, докладывая Мосгордуме результаты обследования, аудитор КСП Сергей Корнюхин.— Нет данных по расходам на эксплуатацию дома – только расчетные. А при изменении тарифов последние 15 лет используется исключительно индексация». Вывод, который делает КСП: система тарифного регулирования неэффективна, так как не связана с расчетом экономически обоснованного тарифа, а учитывает исключительно возможности городского бюджета.

  • Livejournal
Читайте также по теме:

Уважаемые читатели! В связи с последними изменениями в российском законодательстве на сайте «Газеты.Ru» временно вводится премодерация комментариев.

Новости СМИ2
Новости СМИ2
Новости net.finam.ru

Главное сегодня