Уверенности на 10 лет меньше

Росстат констатирует продолжение резкого снижения потребительской уверенности населения, происходящего в последние полгода

Фотография: ÈÒÀÐ-ÒÀÑÑ

Население России все острее чувствует кризис. Индекс потребительской уверенности, рассчитанный Росстатом, упал до уровня конца 1999 года, изменений к лучшему ждут лишь 7% опрошенных, негативных изменений в экономике — почти половина.

Интегрированный индекс потребительской уверенности (ИПУ) Федеральной службы государственной статистики (Росстат), отражающий совокупные потребительские ожидания населения, измеряется каждый квартал. На протяжении последних лет он демонстрировал устойчивый повышательный тренд в среднем порядка 2% в год. Но уже второй квартал подряд резко падает. За первые три месяца 2009 года по сравнению с IV кварталом 2008 года ИПУ снизился на 15 процентных пунктов (п.п.), а с III кварталом 2008 года — на 36 п.п.

ИПУ складывается из оценок населением как прошедших, так и ожидаемых в ближайшем будущем изменений экономической ситуации в России, изменений личного благосостояния и условий для совершения крупных покупок.

Резкое падение индекса потребительской уверенности отражает восприятие населением нынешней кризисной ситуации в экономике, которая для подавляющего большинства свалилась как снег на голову.

Об этом свидетельствует и то, что основной вклад в падение ИПУ внес индекс произошедших изменений в экономике России: -55% против +6% в III квартале 2008 года.

Доля респондентов, указавших на ухудшение экономической ситуации в стране, составила почти 83% от числа опрошенных (в III квартале 2008 года — 19%). Доля респондентов, положительно оценивающих произошедшие изменения экономической ситуации, составила 4% против 33% в III квартале 2008 года.

Кроме того, на уровне -45% находится индекс «благоприятности условий для крупных покупок» (падение на 35 п.п. за полгода). Больше половины опрошенных считают, что их материальное положение ухудшилось. И лишь 13%, что улучшилось.

Росстат отмечает, что на таком низком уровне, как -35%, ИПУ находился в IV квартале 1999 года.

Однако экономическая ситуация еще далека от того времени, успокаивают эксперты. «В 1999 году объем ВВП был $200 млрд, а в этом будет не меньше $1,2 трлн. Доходы за это время увеличились в 6 раз», — говорит экономист ИК «Тройка диалог» Антон Струченевский. «Но

люди мыслят относительными, а не абсолютными категориями — «я чувствую себя так же нервно, как в 1999 году».

Безусловно, ухудшения в этом смысле были: девальвация, падение цен на нефть», — объясняет он.

Впрочем, наиболее ценным является не статическая, а динамическая информация — что население ожидает в ближайшем будущем. И здесь та же картина резкого падения. На возможные положительные изменения в экономике указали примерно 13% опрошенных (против 27% в III квартале 2008 года).

Негативных изменений в экономике ожидают более 48% респондентов (по сравнению с 14% в III квартале 2008 года). Ухудшение личного материального положения прогнозируют более 42% опрошенного населения (против 11% в III квартале 2008 года).

Доля респондентов, ожидающих улучшения своего материального положения в течение следующих 12 месяцев, составила 7% (14% в III квартале 2008 года).

Подобная информация может быть использована «для анализа поведенческой модели населения на потребительском рынке, а также при оценке влияния потребительской активности на состояние экономики в целом», — отмечает Росстат. Но делать из этих статистических данных выводы о будущем поведении россиян, по мнению специалистов, не стоит. «Колебания в +/- 1% могут быть пригодными для прогнозов потребительского поведения. Когда же речь идет о тектонических сдвигах, подобных этому, прогностическая ценность снижается», — отмечает Струченевский.

Валерий Миронов из «Центра развития» согласен, что корреляцию между ожиданиями потребителей и обороту розничной торговли установить сложно. «Кризис вносит коррективы — подобных колебаний мы не видели в предыдущие периоды, поэтому математическую зависимость мы не можем использовать», — говорит он.

Струченевский придерживается оптимистических настроений и полагает, что в реальном выражении потребление не сократится, хотя качественно может упасть. К тому же Росстат сравнивает результаты своего исследования с ситуацией в Евросоюзе, где ровно в половине из 26 государств сообщества население еще «менее потребительски уверенно».
Причем

паникует не только Восточная Европа, по которой кризис проходится наиболее жестко, но и такие страны, как Греция, где соответствующий индекс (-55,8%) уступает лишь венгерскому.

Ледяное спокойствие демонстрируют лишь датчане, шведы и финны — всего от -1,3% до -5,8% при среднеарифметическом ИПУ Евросоюза, взвешенном по количеству стран, -34,6%. Впрочем, такое сопоставление тоже вряд ли особо продуктивно. «Думаю, это больше интересно психологам или политикам, к экономике это имеет мало отношения.

Здесь сказывается эмоциональный фактор. Например, вероятно, россияне более эмоциональны, чем финны, а греки, может быть, более эмоциональны, чем россияне», — считает Струченевский.

Но все же, очевидно,

серьезного снижения потребительского спроса в России не избежать,

предупреждает Миронов. «В хорошем варианте нашего прогноза заложено 5,6-процентное снижение оборота розничной торговли, в плохом — -5,8%. До этого у нас

потребительский спрос падал медленнее производства и инвестиций, поскольку люди осуществляли «бегство в товары». Но это работало, пока у населения оставались сбережения»,

— уточняет он. А поскольку конечный спрос со стороны домохозяйств составляет 50% в ВВП, то сокращение этого параметра пропорционально уменьшит ВВП — на 2,5—3%.

  • Livejournal
Читайте также по теме:

Уважаемые читатели! В связи с последними изменениями в российском законодательстве на сайте «Газеты.Ru» временно вводится премодерация комментариев.

Новости СМИ2
Новости СМИ2
Новости net.finam.ru

Главное сегодня