Подходящая почва для инфляции

Россия в три раза обогнала ЕС по росту цен на продовольствие

Фотография: ÈÒÀÐ-ÒÀÑÑ

Цены на продукты в России растут в три раза быстрее, чем в Европе. За год они выросли на 16,9%, к концу года продукты подорожают, по самым оптимистичным прогнозам, минимум на 25%. Этому способствует и увеличение доли расходов россиян на продовольственные товары.

За январь 2009 года рост цен на продукты питания в РФ составил 1,5%, сообщает Федеральная служба государственной статистики (Росстат). Это в три раза превышает средние темпы подорожания продовольствия на территории Евросоюза — 0,5%.

Основу разницы за январь составили цены на фрукты и сладости. Сахар, мед, шоколад, джем, конфеты выросли в цене на 4,3%, тогда как в ЕС — всего на 0,6%. Фрукты в России подорожали на 4,5%, тогда как в ЕС наблюдалось снижение цен на 0,2%. При этом рост цен на овощи примерно идентичен, Россия — 4,2%, ЕС — 3,6%.

В годовом исчислении цены на продукты выросли в России на 16,9%, а в ЕС всего на 3,6%.

По сравнению с январем 2008 года в первом месяце 2009-го везде сохранилась тенденция опережающего роста цен на хлебобулочные изделия и крупы, а также на мясо и мясопродукты. Но прирост стоимости этих групп товаров в России составил 24,4% и 23,2% соответственно, в странах ЕС — 5,3% и 5,1%. Стоимость сахара, меда и шоколада выросла на 21,3% в России и на 4,4% в Евросоюзе.

Рыба и морепродукты подорожали на 15,4% (ЕС — 1%), масла и жиры — на 14,8% (2,2%), фрукты — на 10,3% (1,1%), молочные изделия, сыры и яйца — на 5,6% (на 0,8%). И только с овощами в России гораздо лучше, чем в Европе: в стране рост цен составил 1,1%, тогда как в Старом свете они подорожали на 4,8%.

Но в целом инфляция в России за январь 2009 года составила 2,4% при дефляции в ЕС в 0,6%.

Рост потребительских цен в январе 2009 года по сравнению с январем 2008 года (13,4%) в 8 раз превысил инфляцию в странах ЕС (1,7%).

«Следует помнить, что речь идет о ценах, номинированных в рублях и евро соответственно», — обращает внимание заместитель генерального директора УК «Альфа-капитал» Илья Хайкин. Именно из-за динамики курсов валют за последний год европейские потребители почувствовали меньшее увеличение цен, чем россияне.

«Рост обменного курса определяет динамику цен на импортные продукты — фрукты, зелень, — объясняет тенденцию главный экономист УК «Русь-капитал» Алексей Логвин. — И именно экспортный эффект (через цены на зерно и муку) определяет опережающий рост цен на макаронные изделия, постное масло и прочее».

Доля импорта в целом в структуре российской розничной торговли составляет около 2/3, отмечает аналитик УК «Финам менеджмент» Максим Клягин, а в продовольственном сегменте — около 40%.

Отечественные сельхозпроизводители не обеспечивают потребности страны в мясе, молоке или тем более фруктах, соглашается Хайкин. В ЕС ситуация другая, особенно с молочной и овощной продукцией: в составе союза есть несколько крупных производителей, экспортирующих в том числе и в Россию.

«Только при наличии системных мер по поддержке конкурентоспособных российских сельхозпроизводителей можно говорить, что в будущем ситуация изменится и зависимость от импорта не будет неизменно провоцировать новый виток инфляции», — считает Хайкин.

Однако не только девальвация рубля стала причиной повышенного темпа роста цен. «Россия традиционно демонстрирует более высокий уровень инфляции, в частности продуктовой, по сравнению с Европой», — считает ведущий аналитик ИК «Файненшл Бридж» Екатерина Лощакова. Эксперт отмечает более энергоемкие технологии производства в РФ, высокую стоимость кредитования производителей, отсутствие сильных профсоюзов.

«Еще один эффект, до сих пор мало обсуждаемый — резкий рост доли расходов потребителей на продовольствие, — также подталкивает цены наверх», — говорит Логвин. Действительно, по данным Росстата, доля продовольственных товаров в структуре потребления резко выросла. В декабре она составила 45,5%, достигнув максимума за последние два года. В январе 2009 года доля еще больше выросла — до 48,3% всех расходов населения. Такое перераспределение способствует дальнейшему повышению цен.

«Производители продуктов питания и торговые сети пытаются воспользоваться благоприятной возможностью и взять с потребителя максимум,

— считает главный экономист УК «Русь-капитал». — Такой эффект проявляется сейчас и будет проявляться все сильнее в ближайшие месяцы».

В обозримой перспективе, в ближайшие 3—6 месяцев, возможности снижения инфляции и приближения темпов роста цен к европейским практически отсутствуют», — считает Логвин. «Мы оцениваем годовую инфляцию в 17—19%, в продуктовом секторе она будет существенно выше», — прогнозирует эксперт. С этим соглашается и аналитик «Финнам менеджмент».

«По нашим предварительным прогнозам, по итогам 2009 года темпы роста цен на продукты питания составят, согласно оптимистичным сценариям, около 25%», — говорит Клягин.

  • Livejournal
Читайте также по теме:

Уважаемые читатели! В связи с последними изменениями в российском законодательстве на сайте «Газеты.Ru» временно вводится премодерация комментариев.

Новости СМИ2
Новости СМИ2
Новости net.finam.ru

Главное сегодня