Увольнение забастовкой

После забастовки железнодорожников уволены пятеро и лишены премий 180 работников московских депо

Фотография: ÈÒÀÐ-ÒÀÑÑ

Апрельская забастовка железнодорожников дала результаты: пятеро бастовавших уволены, еще 180 — лишены премий, им объявлены выговоры. Как считают столичные депутаты, в конфликт пришло время вмешаться и Мосгордуме. Правда, шансов изменить ситуацию законодательно, как признаются сами депутаты, мало.

В четверг в Мосгордуме прошел круглый стол на тему трудовых конфликтов в России и Москве «на примере забастовки на Московской железной дороге». С просьбой обсудить причины и последствия забастовки в столичный парламент обратился Российский профсоюз локомотивных бригад железнодорожников (РПЛБЖ). Откликнулась на эту просьбу фракция «Яблоко». Ни один депутат-единоросс на «круглый стол» не пришел.

Напомним, в забастовке 28 апреля участвовало чуть меньше 400 человек: две смены коллективов депо «Железнодорожное» (Горьковское направление) и депо «Пушкинское» (Ярославское направление), а также отдельные локомотивные бригады на различных направлениях. Требования участников забастовки удовлетворены не были, а ее организаторами занялись правоохранительные органы.

Все 180 участников забастовки из «Железнодорожного» за «самовольный отказ от работы» были лишены премии, им объявлены выговоры. Еще 5 человек уволены «за систематическое неисполнение трудовых обязанностей», в их число попали те, кто ранее имел дисциплинарное взыскание.

Об этом сообщил председатель первичной профорганизации депо «Железнодорожное» Сергей Линев. «Еще 28 апреля нам под роспись раздали уведомления о том, что забастовка незаконна, и мы можем быть уволены за прогул, — признал Линев. – Руководство заявило, что в его адрес поступило письмо с не имеющими смысла, а значит, неисполнимыми требованиями. Наши действия называют не забастовкой, а спланированной провокацией».

Между тем, по мнению Линева, руководство компании прекрасно понимает смысл требований и знает о «кабальных условиях и нещадной эксплуатации локомотивных бригад». «Железная дорога теряет квалифицированные кадры, местные специалисты не выдерживают и увольняются, число приезжих работников (живущих в нечеловеческих условиях) достигает до 70% – отсюда крушения и аварии, — объяснил Линев. – Но компании все равно это выгодно».

Сейчас, отметил Линев, во всех подразделениях компании на основании оперативного приказа руководства собирается информация о работниках локомотивных бригад – членах РПЛБЖ и других альтернативных профсоюзов, а также данные об освобожденных председателях профкомов. Председатель РПЛБЖ Евгений Куликов добавил, что в РАО «РЖД» просто не признают инакомыслия и конституционного права на объединение в профсоюзы. «Руководство компании отказывается обсуждать с РПЛБЖ больные вопросы зарплаты, условий труда, взаимоотношений с работниками и состояние техники, и объявляет все его требования незаконными», — заявил он.

Как объяснил Куликов, апрельская забастовка – это продолжение давно назревшего конфликта.

Первая забастовка была запланирована еще на 28 ноября 2007 года. Однако тогда, еще не начавшаяся забастовка была через суд признана незаконной, и организаторам пришлось от нее отказаться. Нынешняя, апрельская забастовка была проведена без предупреждения. Профсоюзы сформулировали три претензии к компании – неадекватная труду локомотивщиков заработная плата, дискриминация работников по принадлежности к профсоюзу и незаконная отмена выплаты за выслугу лет. Как рассказал Куликов, выплаты за выслугу лет, зафиксированная в перечне выплат во всех документах, была отменена руководством компании в апреле 2007 года. И не была восстановлена, несмотря на предписание Роструда и решение суда, который выиграл профсоюз.

«Вместо решения этих вопросов компания пытается представить дело так, что это была не забастовка, а саботаж – незаконный отказ от выполнения своих обязанностей, — рассказал Куликов. – Дело в том, что даже доказав в суде, что забастовка была незаконной, работодатель не сможет наказать ее участников, поэтому-то он и не обращается с этим вопросом в суд. Другое дело саботаж, тут уже можно разбираться с отдельными людьми, и в результате мировой судья выносит решение о привлечении к ответственности его «организатора» – председателя первичной профорганизации депо «Пушкино» Николая Павлова.

Впрочем, как считают эксперты, именно работодатель нарушает действующее законодательство. По словам генерального инспектора труда Объединения профсоюзов России СОЦПРОФ Сергея Храмова, ОАО «РЖД», несмотря на свой всероссийский масштаб – компания города Москвы и обязана выполнять городские законы. В частности, устанавливать минимальный размер оплаты труда работникам на уровне величины прожиточного минимума в Москве. «Как известно, в Москве минимальная зарплата составляет 6 тыс. рублей, в «РЖД» она равняется 3,9 тыс., — заявил он. — Другими словами, растиражированное во время проведения забастовки требование локомотивщиков о двукратном повышении зарплаты ни что иное, как требование выполнять закон того субъекта федерации, в котором зарегистрирована компания».

Кроме того, остается вопрос с неисполнением ОАО «РЖД» решения суда о выплате за выслугу лет. «Машинист не военнослужащий, у него звание не растет, он повышает свой жизненный статус именно выслугой — заявил Храмов. – Очевидно, что, проработав много лет, машинист досконально знает свой участок дороги. Но сейчас главным оказалось не это, а лояльность к компании».

Между тем, по мнению единственного представителя власти на круглом столе, директора учреждения «Трудовой арбитражный суд для разрешения коллективных трудовых споров» Анатолия Валькового, действия РПЛБЖ оспариваются потому, что он нарушает прописанные в законе процедуры.

В частности, профсоюз выдвигает свои требования с нарушением существующих правил: эти требования должны быть утверждены общим собранием трудового коллектива (в ОАО «РЖД» — 1,2 млн работников), или на конференции работников. Но, при проведении такой конференции, не была даже определена норма представительства от филиалов или категорий работников. «Если 77 участников конференции представляли интересы более миллиона работников, то делегаты на нее должны были избираться во всех структурных подразделений компании», — считает арбитр.

Однако, по мнению экспертов, государственные и судебные органы принципиально стали на позицию работодателя, а все остальное уже юридическая казуистика.

«Все эти нормы придуманы для того, чтобы была потеряна суть вопроса, — считает представитель Центра Социально-трудовых прав Петр Бизюков. – Процедура прописана так, чтобы ею невозможно было воспользоваться. Почти все последние забастовки в стране были признаны незаконными. Провести забастовку по правилам смогли лишь питерские докеры в ноябре прошлого года. Но пока они занимались оформлением документов, работодатель подготовился – что-то поставил на профилактику, что-то перевел в другие порты, и забастовка, в результате, потеряла всякий смысл».

По словам представителя Экспертного совета при Роструде Анатолия Соловьева, РПЛБЖ ставится в вину отсутствие предмета коллективного спора, но вопрос зарплаты и допотоптой техники – ничто иное, как предмет коллективного трудового спора. «А вот работодатель в данной ситуации как раз берет на себя не свои, а судебные функции и сам определяет, правомерны или нет действия профсоюза, но это предпочитают не замечать, — заявил Соловьев. – Сейчас в Госдуме обсуждается вопрос ратификации Европейской Хартии. Так вот там нет такой демагогии, как в нашем законодательстве, и прямо сказано, что забастовка связана с конфликтом интересов.

За рубежом профсоюз может обращаться в суд за разрешением этого конфликта, а перед началом забастовки ему не надо доказывать, что это именно забастовка. А у нас считается, что если коллективу не выплачивается зарплата – это сумма индивидуальных проблем, а забастовка – незаконный отказ от работы каждым конкретным работником».

О том, что независимые профсоюзы вынуждены работать вне правового поля и их не допускают к официальным переговорам и подписанию коллективных договоров, говорили и присутствовавшие на Круглом столе представители Межрегионального профсоюза водителей профессионалов и первичной организации профсоюза работников нефтегазодобывающей промышленности. При этом, по их мнению, ситуация в отраслях накаляется, и количество несанкционированных акций будет только возрастать.

По словам представителя Института статистики РАН Светланы Климовой, необходимо менять статьи о забастовках в трудовом законодательстве. «Нельзя воспринимать забастовку, как вселенскую катастрофу, это – естественный способ разрешения конфликтов, — считает она. – А возникающие в связи с забастовками проблемы должны решать власти (например, зная о забастовке железнодорожников, наладить дополнительное автобусное сообщение). Мы направили разработанные поправки в Роструд и готовы передать Мосгордуме».

Итоги круглого стола подвел депутат Сергей Митрохин, заявивший, что и сам факт возникновения конфликта на железной дороге, и «нецивилизованная форма» его протекания говорит о необходимости вмешательства законодательной власти. По его словам, будет подготовлено обращение к ОАО «РЖД», мэру, в соответствующее государственные органы о необходимости выполнения московской компанией городского законодательства и решения суда по вопросу о выслуге лет, а также о восстановлении уволенных работников и выполнении требований профсоюза. «Мы будем инициировать и поправки в федеральное законодательство, — заявил Митрохин. – К сожалению, шансов на их принятие мало, но выносить их на общественное обсуждение необходимо».

  • Livejournal
Читайте также по теме:

Уважаемые читатели! В связи с последними изменениями в российском законодательстве на сайте «Газеты.Ru» временно вводится премодерация комментариев.

Новости СМИ2
Новости СМИ2
Новости net.finam.ru

Главное сегодня