Бензин подорожает и без дефицита

Дефицит бензина из-за остановки центральных НПЗ Москве не грозит, но роста цен на топливо не избежать

Фотография: ÈÒÀÐ-ÒÀÑÑ

Дефицит бензина из-за остановки центральных НПЗ Москве не грозит, но роста цен на топливо в любом случае не избежать. По оценкам специалистов, в ближайшее время сократится производство бензина в центральном регионе, а кроме того, нефтяники будут вынуждены поднимать цены из-за растущего налогового бремени.

Московский нефтеперерабатывающий завод (МНПЗ) заявляет, что плановый ремонт, который намечен на предприятии с 1 апреля, не вызовет в Москве дефицита бензина, как того опасались эксперты. «Благодаря заранее принятым мерам ремонт не скажется на обеспечении московского рынка нефтепродуктов, — заявила пресс-секретарь МНПЗ Зоя Смирнова. — В настоящее время завод работает в полном режиме». По словам Смирновой, отгрузка нефтепродуктов не сократится и в дальнейшем, так как Московский НПЗ заранее сформировал необходимый нефтепродуктовый запас.

По данным МТА, на начало марта цена дизельного топлива на московских АЗС составила в среднем 19,77 рублей за литр, бензина марки Аи-80 – 17,07 р, Аи-92 – 20,57 р, Аи-95 – 21,58 р

Заявление МНПЗ вызвано предупреждением экспертов топливного рынка о возможном дефиците бензина и росте цен на топливо. Дело в том, что профилактические работы будут одновременно проводиться на двух основных НПЗ, обеспечивающих топливом Москву и область, – Московском и Ярославском. Это может привести к сокращению поставок топлива, что вызовет его нехватку и резкий взлет цен. Президент Московской топливной ассоциации Евгений Аркуша отметил, что МНПЗ не в первый раз становится на ремонт, но

обычно на профилактику останавливается только одна очередь, по производству бензина какой-то одной определенной марки. «В этот же раз практически прекращается выпуск бензина марок и 92, и 95, а это неприятная ситуация для Москвы», — говорит глава МТА.

Чтобы избежать возможного кризиса, Московская топливная ассоциация направила письмо мэру столицы Юрию Лужкову, в котором предупредила главу московской администрации о возможном росте цен и дефиците. Апрель — май и без того традиционно считаются месяцами сезонного пика роста цен из-за начала автомобильного сезона. В своем письме МТА рекомендует временно снизить требования к продаваемому в Москве топливу со стандарта «Евро-3», который сейчас принят как минимально допустимый, до «Евро-2». Таким образом на рынок нефтепродуктов попадут большие объемы бензина, что предотвратит его нехватку. «Я думаю, что Москва не допустит этого дефицита», — заявил Аркуша.

Ситуация уже вызвала обеспокоенность надзорных органов.

Федеральная антимонопольная служба подозревает, что крупнейшие российские нефтяные компании не случайно назначили на одно время профилактические работы на подконтрольных им НПЗ.

Если несколько заводов встанут одновременно, дефицит неизбежен, это приведет к резкому скачку цен на бензин и, соответственно, увеличению прибыли нефтяников. На данный момент ФАС запросила у «Роснефти», «Газпромнефти», «Сургутнефтегаза», «ЛУКойла» и ТНК—ВР графики ремонтов контролируемых этими компаниями заводов.

Но, по мнению экспертов, в той ситуации, которая сейчас сложилась в России, компании вряд ли смогут себе позволить корпоративный сговор. «Это маловероятно, — считает начальник отдела рыночного анализа Собинбанка Александр Разуваев. – Сейчас власти активно борются с инфляцией, хотя пока и не слишком успешно, и такое поведение нефтяных компаний, которые всегда под особым вниманием, будет жестко пресечено. К тому же одни из самых крупных компаний – «Роснефть» и «Газпромнефть» — являются государственными».

Сейчас, в период переформатирования правительства, властям необходима стабильность, приводит другой довод в пользу этого мнения эксперт Центра политической конъюнктуры Александр Шатилов. «А резкий скачок цен на топливо повлечет за собой и повышение цен на другие продукты повседневного потребления, что дестабилизирует обстановку, — говорит он. –

Властям это не нужно, поэтому на корпоративный сговор они отреагируют максимально жестко, и нефтяные компании это прекрасно понимают».

Впрочем, роста цен на бензин в любом случае не избежать, остается лишь надеяться, что не произойдет резкого взлета. «Нефтяники вынуждены постепенно повышать цены на свою продукцию, — объясняет Александр Разуваев. – Просто потому, что растет налоговая нагрузка.

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) у нас по-прежнему привязан к мировым ценам на нефть, которые постоянно растут. Соответственно, растет НДПИ и расходы нефтяных компаний. И, чтобы компенсировать их, нефтяники поднимают цены».

Спасти ситуацию, по словам Разуваева, может реформа налогообложения, о которой говорится уже давно, но которая пока так и не начата.

По оценке Натальи Мильчаковой из ФК «Открытие», за весь 2008 год цены на бензин в России вырастут на 8—10%. Однако она считает, что остановка НПЗ все же сыграет решающую роль во взлете цен в ближайшие месяцы. «По нашим прогнозам, рост цен будет обусловлен сокращением предложения, — говорит аналитик. — И произойдет это главным образом из-за сокращения производства на НПЗ Центрального региона. Однако жесткого дефицита не будет, так как дополнительные нефтепродукты в Москву будут привозить с заводов «ЛУКойла» (в основном «Нижегороднефтеоргсинтез») и, по-видимому, с башкирских НПЗ».

  • Livejournal
Читайте также по теме:

Уважаемые читатели! В связи с последними изменениями в российском законодательстве на сайте «Газеты.Ru» временно вводится премодерация комментариев.

Новости СМИ2
Новости СМИ2
Новости net.finam.ru

Главное сегодня