МРОТ растет отдельно от зарплат

Фотография: Ôîòî: ÈÒÀÐ-ÒÀÑÑ

С 1 сентября 2007 года минимальный размер оплаты труда вырастет более чем вдвое: с 1100 до 2300 рублей. Но это не означает адекватного повышения зарплат бюджетников: МРОТ больше не «привязан» к первому разряду единой тарифной сетки. Доходы работников здравоохранения и образования будут зависеть только от щедрости властей.

4 апреля Госдума проголосовала за повышение МРОТ до 2300 рублей. Этот шаг был разрекламирован «Единой Россией» как важное социальное достижение. Однако значительной части российских граждан – работникам бюджетной сферы – не стоит радоваться грядущему повышению зарплат. Этим же законом депутаты «отвязали» МРОТ от первого разряда единой тарифной сетки (ЕТС).

Впрочем, прямая зависимость между МРОТ и ЕТС с 2005 года существовала только для федеральных бюджетников. Закон 122, прославившийся как закон о монетизации льгот, одновременно предоставил регионам право самостоятельно устанавливать зарплату для врачей и учителей. Таким способом государство сняло с себя ответственность и переложило ее на плечи регионов.

Но большинство регионов не спешили отказываться от старой схемы, продолжая соотносить зарплату бюджетников и ЕТС. Ожидалось, что правительство разработает новую систему оплаты труда – отраслевую. Но хотя переход на нее анонсировал еще Александр Починок во время существования Министерства труда, новый порядок до сих пор не разработан.

«Жвачка» с отраслевой системой еще будет тянуться не один год», – предполагает руководитель центра социальной политики Института экономики РАН Евгений Гонтмахер.

У Минздравсоцразвития и Минобразования есть лишь общие представления, как следует оценивать работу бюджетников. Ведомство Михаила Зурабова в конце марта презентовало проект оплаты труда на семинаре в Высшей школе экономики.
Чиновники предлагают разделить медицинских работников на пять групп. Первая – это работники без специального образования (санитары, сестры), вторая – врачи со специальным образованием, третья – работники с высшим образованием (заведующие аптекой, здравпунктом), четвертая – работники с дипломом со степенью магистра (врачи-стажеры и врачи-специалисты) и пятая – научные работники. Будут установлены базовые оклады, к которым прибавятся компенсационные и стимулирующие выплаты, пообещал Сергей Горборец, заместитель директора департамента трудовых отношений Минздравсоцразвития.

Минобразования также планирует устанавливать зарплату в зависимости от стажа, квалификации и занятости работников.

Однако по-прежнему у специалистов эта схема вызывает много возражений. «Отраслевая система уже достаточно устарела. На самом деле это та же тарифная сетка, которая теперь разбилась на еще множество сеток. Идея отраслевой системы оплаты труда заключается в том, что, к примеру, два врача, имеющие сходную квалификацию и опыт работы, должны получать одинаковую зарплату. Но это какой-то идеологический социализм, работу надо оплачивать в зависимости от ее качества, а не от квалификации», – считает Евгений Гонтмахер.

Кроме того, принципы отраслевой системы вступят в противоречие с принятым в 2006 году федеральным законом «Об автономных учреждениях». Закон позволяет образовательным и культурным учреждениям самостоятельно устанавливать размер оплаты труда.

«Соваться в автономное учреждение с отраслевой системой не нужно, – убежден Гонтмахер. – Например, во многих школах существует проблема с учителем английского языка, и, только повысив зарплату, директор найдет учителя английского языка».

Однако принцип оплаты труда, когда руководитель практически свободен в назначении зарплаты, имеет и большие минусы. Хотя за распределением зарплат должны следить управленческий и наблюдательный советы, отсутствие критериев может привести к произволу и обидам.

Депутат Мосгордумы Евгений Бунимович также считает, что отраслевую систему оплаты труда надо вводить очень осторожно.
«Эта практика может привести к негативным последствиям. Например, учителя буду стараться отработать как можно больше часов, и эта борьба среди них будет не на жизнь, а на смерть».

Тем не менее, депутат убежден, что критерии оценки труда бюджетников необходимы. «При назначении зарплат обязательно должны учитываться количество часов, которые работает учитель, его квалификация, стаж», – говорит он. И критерии эти надо принимать не на региональном уровне. «Возможны какие-то нововведения в регионах, но в целом должна быть единая образовательная система, которая бы объединяла страну. Если позиция в сфере образования Москвы будет отличаться от Подмосковья – это глупо. Нужен единый принцип», – считает Бунимович.

Пока же нет никаких правил, бюджетники могут лишь гадать, как будут расти их зарплаты.

Очевидно, это будет зависеть от возможностей регионов и щедрости их властей. В Тюменской области, например, отказались от тарифной сетки еще в 2005 году и, по словам заместителя директора департамента здравоохранения Тюменской области Елены Сунгатулиной, сегодня средняя зарплата медиков – 12 тысяч рублей. Но Тюмень – богатый регион. В бедных регионах повышение зарплат бюджетников больше ничто не гарантирует.

«Не нужно быть высшим математиком, чтобы сделать прогноз о том, что размер заработной платы учителя останется таким же, как и был. Учителя не могут получать больше, если это не заложено в бюджетную систему», – говорит Бунимович.

  • Livejournal
Читайте также по теме:

Уважаемые читатели! В связи с последними изменениями в российском законодательстве на сайте «Газеты.Ru» временно вводится премодерация комментариев.

Новости СМИ2
Новости СМИ2
Новости net.finam.ru

Главное сегодня