Кто сколько сможет

Фотография: Ôîòî: ÈÒÀÐ-ÒÀÑÑ

Граждане, получающие в месяц менее 5 тысяч рублей, должны быть освобождены от подоходного налога. Это предусматривает законопроект, внесенный в Госдуму депутатами от фракции «Родина». Выпадающие доходы бюджета компенсируют состоятельные россияне: вместо 13% они будут платить до 30% со своего заработка.

Согласно законопроекту, чем больше у гражданина доходов, тем больше налогов он должен заплатить с них государству. Тех, кто получает менее 60 тысяч рублей в год или 5 тысяч рублей в месяц, вообще следует освободить от такой обязанности. Доходы в пределах 120 тысяч рублей в год (10 тысяч рублей в месяц) должны облагаться по ставке 10%. Если заработок не превышает 1 млн 200 тысяч рублей в год (100 тысяч рублей в месяц), то гражданину придется отдать государству столько же, сколько он платит сейчас – 13%. Дальше ставка налога увеличивается резко: доход от 1 млн 200 тыс. рублей до 3 млн 600 тыс. рублей в год депутаты предлагают облагать по ставке 20%, свыше этой суммы – по ставке 30%.

Действующая плоская шкала подоходного налога, когда все независимо от доходов платят 13%, не обеспечивает социальную справедливость, считают авторы законопроекта.

Прогрессивная шкала исправит положение дел. Налоговое бремя беднейших слоев населения уменьшится. А бюджет не пострадает, так как потери компенсируют состоятельные россияне.

Брать с каждого по возможностям предложил еще осенью лидер партии «Справедливая Россия», спикер верхней палаты парламента Сергей Миронов. Правда, он предлагал еще более резкое увеличение налогов для богатых: до 35%. Теперь его коллеги по партии выполнили его обещание. Авторами законопроекта вступили депутаты от фракции «Родина» (партия «Родина» вместе с Партией жизни образовала «Справедливую Россию») Александр Бабаков, Иван Харченко, Игорь Морозов и Александр Чуев.

Главный политический соперник «Справедливой России» – единороссы – уже подвергли законопроект критике. «Мы должны гарантировать незыблемость налогового законодательства в части налогов, которые влияют на граждан РФ», – заявил председатель Госдумы Борис Грызлов.

Весной 2001 года, когда была введена плоская шкала подоходного налога, говорилось, что «эти законы мы должны охранять не менее 10 лет», напомнил лидер единороссов.

Действительно, главной целью плоской шкалы была борьба с уходом от налогов. Единая ставка была призвана стимулировать бизнес отказаться от зарплат в конвертах. При этом граждане высказывали опасения, что государство может их обмануть: люди станут показывать белую зарплату, а когда все из тени выведут, государство вновь вернется к прогрессивной шкале. Минфин в ответ уверял, что этого не произойдет.

Граждане поверили. Директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев считает плоскую шкалу одним из самых удачных экономических решений в последнее время: в 2001 году по сравнению с 2000-м в России собрали на 46% больше подоходного налога. В 2002 году по сравнению с 2001-м было собрано еще на 40% больше налогов.

Если государство изменит правила игры, это может подорвать доверие к нему.

Есть и еще одна проблема, связанная с введением прогрессивной шкалы подоходного налога. Поступления от него идут в местные бюджеты. Таким образом, если идея Миронова пройдет, казна наиболее бедных регионов, где и зарплата у граждан невелика, еще больше оскудеет, ведь работники станут меньше платить налог на доходы. А богатые регионы станут еще богаче. «В Москве масса богатых людей, а где-то – население бедное и богатых тоже нет, и не в каждом регионе найдется свой Абрамович, который львиную долю доходов регионального бюджета приносил за счет своего подоходного налога», – говорит Николаев.

«Уменьшение доходов, которое получат бедные регионы, компенсировать им будет нечем, поскольку подавляющая часть региональных доходов складывается из подоходного налога и налога на прибыль.

В среднем по России эта цифра составляет около 70%, – добавляет гендиректор Экономической экспертной группы Александр Андряков. – Налоги на имущество, которые даже если и повысят, не закроют этой дыры».

Таким образом, региональный дисбаланс только усилится. В итоге центру придется прибегнуть к очередной централизации доходов, чтобы потом распределять их поровну. Сейчас до 60% налогов централизуется в Москве, а 40% – остается в регионах. Но согласно бюджетному кодексу, доходы должны делиться между центром и регионами в пропорции 50% на 50%.

«Мы выходим примерно на такую пропорцию за счет огромного перераспределительного процесса, что, естественно, дестимулирует регионы. Отсюда совсем незначительное количество регионов-доноров, большее количество регионов-реципиентов», – поясняет Николаев.

При этом слишком мало граждан почувствуют на себе изменение налога, считает он. По итогам 2006 года средняя месячная зарплата по России составила 10736 рублей. Платить с такой зарплаты 10 или 13% – непринципиальная разница.

«Не надо заботиться о бедных на таком уровне, надо сделать так, чтобы нищенских зарплат до 5 тыс. вообще не было, – говорит Николаев. – А когда вводится налог на такую зарплату в 0%, фактически легализуются зарплаты такого уровня.

В перспективе мы должны прийти к прогрессивной шкале, но сейчас еще рано». «Надеюсь, такого закона не примут. Это скорее популистский законопроект», – соглашается Андряков.

  • Livejournal
Читайте также по теме:

Уважаемые читатели! В связи с последними изменениями в российском законодательстве на сайте «Газеты.Ru» временно вводится премодерация комментариев.

Новости СМИ2
Новости СМИ2
Новости net.finam.ru

Главное сегодня