Сберегательный обман

Фотография:Ôîòî: CI

|

Федеральная антимонопольная служба России (ФАС) ополчилась на главного участника рынка потребительского кредитования – Сбербанк. По заключению ФАС, Сбербанк вводил своих клиентов в заблуждение, предоставляя им неполную и не всегда соответствующую действительности информацию об условиях потребительских кредитов.

Как говорится в сообщении пресс-службы антимонопольного ведомства, 5 сентября комиссия ФАС рассмотрела дело, возбужденное в отношении Сбербанка по факту распространения рекламы некоторых потребительских кредитов, которая вводит потребителей в заблуждение.

В рекламе отсутствовала информация об одном из основных условий предоставления доверительного, единовременного, возобновляемого и товарного потребительских кредитов – единовременном платеже за обслуживание ссудного счета по предоставляемым кредитам, а для возобновляемого кредита – единовременном платеже за открытие кредитной линии.

В связи с этим комиссия признала рекламу потребительских кредитов Сбербанка нарушающей требования Федерального закона «О рекламе», поскольку она вводит потребителей в заблуждение относительно стоимости предоставляемых банком услуг кредитования и злоупотребляет доверием потребителей. Рекламодателю выдано предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.

«Отсутствие информации, о котором говорится в заключении ФАС, – действительно нарушение прав клиента. На практике это означало, что человек, обратившийся в Сбербанк с просьбой о предоставлении потребительского кредита, точно не знал, во что ему обойдется кредит. Ему в рекламном ролике называют какой-то процент, не слишком высокий по нынешним меркам процент – например, 21% годовых, а о том, что еще пара процентов может ежемесячно «набегать» за счет комиссии по обслуживанию ссудного счета или комиссии за открытие кредитной линии, умалчивалось. Между тем не секрет, что в результате таких «накруток» процентные ставки по кредитам у некоторых банков возрастают довольно сильно, а клиент только потом узнают, что кредит обошелся ему куда дороже, чем он рассчитывал исходя из рекламной информации», – пояснил «Газете.Ru» Олег Латунский из Метробанка.

По мнению участников рынка, не случайно, что ФАС ополчился именно на Сбербанк, который на сегодняшний день является безусловным лидером на рынке потребительского кредитования. «Другие банки, конечно, тоже нарушают Федеральный закон «О рекламе», и к ним у регулирующих структур тоже возникают претензии. Но дело в том, что Сбербанк проводит сейчас довольно активную рекламную кампанию своих услуг по потребительскому кредитования в электронных СМИ, и поэтому его нарушения буквально бросаются в глаза. О нарушениях прав потребителей со стороны других банков пока становится известно в основном из обращений в Конфедерацию обществ потребителей», – пояснил Олег Латунский.

А по мнению одного из участников российского банковского рынка, Сбербанк стал объектом критики со стороны ФАС и ЦБ как раз в силу своего положения на рынке потребительского кредитования. «Здесь та же ситуация, что и на рынке вкладов: Сбербанк является законодателем мод. На рынке вкладов он снижает или повышает ставки по вкладам – и вслед за ним тоже самое делают банки.

На рынке потребительского кредитования нарушает права потребителей путем недобросовестной рекламы – и менее крупные банки считают себя вправе сделать то же самое: если можно Сбербанку – почему нельзя им.

Более того, они вынуждены делать это, потому что иначе их конкурентное преимущество сведется к нулю, а ведь не секрет, что в России люди склонны доверять больше Сбербанку, чем коммерческим банкам», – отметил эксперт «Газете.Ru».

Впрочем, по мнению Натальи Акиндиновой из Центра развития, ФАС и ЦБ придется еще немало потрудиться, чтобы сделать рынок потребительского кредитования в России более цивилизованным, и одной показательной поркой Сбербанка тут вряд ли обойдешься.

«Сфера потребительского кредитования в нашей стране является диким рынком. И введение в заблуждение клиента относительно условий предоставления кредита воспринимается игроками не как нарушение законодательства, а как удачная коммерческая находка.

К тому же рекламное законодательство в России недостаточно регулирует эту сферу. В развитых странах действуют единые международные стандарты предоставления, ведения и обслуживания потребительских кредитов, в том числе и предоставления информации об условиях кредита. У нас же этот рынок развивается стихийно. И такой крупнейший игрок, как Сбербанк, тоже заинтересован в получении максимальной прибыли и не хочет упускать конкурентности на этом рынке», – считает эксперт.

  • Livejournal

Уважаемые читатели! В связи с последними изменениями в российском законодательстве на сайте «Газеты.Ru» временно вводится премодерация комментариев.

Новости СМИ2
Новости СМИ2
Новости net.finam.ru

Главное сегодня