Кто заплатит за взбесившийся унитаз

Фотография:Ôîòî: CI

|

К услугам сантехников и электриков нашим согражданам, увы, приходится обращаться довольно часто: то кран потечет, то душ сломается, то электричество во всем доме перегорит, да мало ли что еще может случиться.

Самое неприятное во всем этом то, что через некоторое время история повторяется. И опять нужно вызывать сантехника и платить, а он, в свою очередь вновь будет укрощать взбесившийся унитаз и чинить не работающие по непонятным причинам трубы.

Любопытно, что с аналогичными трудностями сталкиваются не только простые жильцы, но и городские власти: к примеру, если по недосмотру или прямой вине ДЕЗа или РЭПа в муниципальном жилом доме затапливается подвал или проваливается крыша, последствия устраняются за бюджетные деньги.

При этом в договоре на выполнение работ предусматривается обязанность подрядной организации возмещать причиненный вред, однако на деле никто эту обязанность не выполняет, ссылаясь на отсутствие средств.

Несколько месяцев назад городские чиновники напряглись и выдали идею об обязательном страховании ответственности управляющих и эксплуатационных организаций за вред, причиненный их деятельностью или бездеятельностью в жилых домах.

Идея стала «концепцией», и в двух городских округах стартовал эксперимент по ее внедрению.

В конце прошлой недели в комиссии по жилищной политике Мосгордумы подвели первые итоги эксперимента. Как рассказала заместитель директора ГУ «Городской центр жилищного страхования» Ирина Черткова,

за несколько месяцев, в течение которых проходил эксперимент, добровольно страховаться никто не захотел.

Подрядчики не желают отдавать часть своей прибыли на страховку, предпочитая, в случае чего, устранить последствия аварии своими силами или, что еще лучше, сделать это за счет жильцов. По этой причине пришлось применить «административный ресурс». В итоге на сегодняшний день в Северо-Восточном округе заключено 36 договоров, а в Юго-Восточном — 101.

Самое же любопытное заключается в том, что даже застрахованные организации при возникновении страховых случаев не спешат обращаться за положенной компенсацией. Как считает Ирина Черткова, они боятся составлять какие-либо акты, опасаясь за свою деловую репутацию, то есть за то, как факт аварии будет расценен в префектуре. Как рассказал представитель одной из страховых компаний, по произошедшему недавно чисто страховому случаю подрядчика к ним в офис чуть ли не силой «пригнал» оказавшийся в курсе дела глава управы.

Кроме того, многие москвичи просто не знают о существовании такого вида страхования. По словам председателя жилищной комиссии Мосгордумы Геннадия Лобка, наши граждане вообще ужасно безграмотны. «И это всем очень удобно, — говорит депутат. — Чем больше люди будут разбираться в своих правах, тем больше будет головной боли. Если люди начнут обращаться в суды, мы им любые деньги будем готовы отдавать, лишь бы не создавать прецедентов».

Договор страхования ответственности, как правило, составляется таким образом, что у третьих лиц, так называемых «выгодоприобретателей», почти не остается никаких прав — одни обязанности.

Например, Выгодоприобретатель обязан выполнять предъявленные Страховщиком требования: «предоставить Страховщику заключение о факте, причинах и обстоятельствах причинения вреда; планы, схемы, эскизы, а при возможности материалы фото- и видеосъемки места происшествия и поврежденного имущества; акты обследования и оценки поврежденного имущества, калькуляции затрат на восстановление, экспертные заключения; протоколы опросов, объяснения потерпевших, очевидцев и должностных лиц» и так далее, включая справку о доходах, полученных потерпевшим за последние 12 месяцев.

Стоит заметить, что в таких договорах очень аккуратно обозначаются и сами страховые случаи, наступающие «в результате неумышленных действий, ошибок или упущений, допущенных работниками Страхователя». А вот если работник Страхователя «нарушил правила эксплуатации здания» или «не выполнил в срок выданные надзорными органами предписания», причинил вред в состоянии алкогольного опьянения, с «использованием транспортных средств или источников повышенной опасности», то за причиненный ущерб должен платить не страхователь, а этот самый работник. Разумеется, получить деньги с пьяного сантехника куда сложнее, чем со страховой компании.

Впрочем, побороться за свою собственность все-таки стоит.

На сегодняшний день, по данным Городского центра жилищного страхования, в Юго-Восточном округе зарегистрировано всего 14 страховых случаев. В семи из них страховые компании выплатили 230 тыс. 500 рублей.

На заседании комиссии Мосгордумы представители страховых компаний приводили самые разнообразные примеры случаев, признанных ими «страховыми». Это выгоревшие или залитые в результате проводимых работ квартиры, аварии электропроводки, протечки через не прочищенный вовремя внутренний водосток, и даже сгоревшая во время ремонта детской площадки хоккейная коробка.

Если с вашим имуществом случилось что-то похожее, не ждите, что кто-то сам озаботится компенсацией причиненного вам ущерба, немедленно обращайтесь в ДЕЗ.

Выяснив, какая конкретно подрядная организация вас обслуживает (сейчас, в отличие от прежних ЖЭКов, ДЕЗы не держат в своих штатах сантехников и электриков), выставляйте им претензию на возмещение убытков. Если организация не реагирует, и вы знаете, что ваш дом ею застрахован, обращайтесь в страховую компанию. Компания должна расследовать ваш случай и провести экспертную оценку реального ущерба. Не устроит заключение страховщиков — заказывайте независимую экспертизу за свой счет.

И не стесняйтесь в случае необходимости побеспокоить городские власти.

Звоните на «горячую линию» заместителю мэра Петру Аксенову (200-67-30), на пейджер «Реформа» (231-79-50), обращайтесь в Городской центр жилищного страхования (238-27-19, 238-04-94). Хуже не будет.

  • Livejournal

Уважаемые читатели! В связи с последними изменениями в российском законодательстве на сайте «Газеты.Ru» временно вводится премодерация комментариев.

Новости СМИ2
Новости СМИ2
Новости net.finam.ru

Главное сегодня