Как разбогатеть на автостопе

Фотография:Ôîòî: Tim McGuire

|

Приехав пять лет назад впервые в Германию, я решил навестить знакомых и съездить из Фрайбурга в маленький городок Зост в земле Северный Рейн-Вестфалия. По молодости лет я тяготел к авантюрам и поэтому собрался ехать автостопом, благо опыт аналогичных путешествий по России у меня уже был.

Дорога предстояла долгая — через всю Германию, с юга на север. По этой самой причине я встал пораньше и, вооружившись картой, отправился на одну из дорожных развилок на окраине города. Место для ловли машины выбрал, с первого взгляда, удачное: водители издалека могли меня заметить, а запрещающих остановку знаков поблизости не наблюдалось. В общем, поначалу все виделось в радужном свете. Но после двухчасового стояния на обочине с оттопыренным большим пальцем правой руки мой оптимизм заметно поуменьшился. За все это время возле меня остановился только проезжавший мимо велосипедист и сочувственно спросил, давно ли я тут торчу.

Услышав ответ, он покачал головой и посоветовал мне идти в «митфарцентрале».

Что такое «митфарцентрале»

Так я выучил новое немецкое слово, за которым скрывалась целая система пассажирских автомобильных перевозок. Адекватный русский перевод этому очень емкому понятию найти сложно. «Митфарцентрале» — это агентства, которые выступают посредниками между водителями, направляющимися из одного города в другой, и «безлошадными» гражданами, которые хотят уехать по такому же направлению, но по финансовым причинам не могут заплатить за железнодорожный или авиа- билет. В Германии, где все сферы жизни очень тщательно регламентированы, такое хаотичное явление, как автостоп, также было организовано и коммерциализировано.

Впрочем, непредсказуемость автостопа в «митфарцентрале» все же осталась. Ты никогда не знаешь, будет ли возможность в нужный тебе день уехать по выбранному тобой направлению. В тот раз мне не повезло. Позвонив в бюро, я узнал, что рейса из Фрайбурга до ближайшего к Зосту крупного города - Дюссельдорфа - в нужный мне день не будет. Так что пришлось ехать поездом.

Сколько стоит автостоп

Второй раз я воспользовался услугами «митфарцентрале» в следующий свой приезд в Германию. Я с успехом проехал от Кельна до Вены всего за 45 евро (билет на поезд стоил 160 евро).

Нужно заметить, что плата за проезд в системе «митфарцентрале» состоит из

суммы, которую клиент отдает фирме за посреднические услуги и тех денег, которые вручаются непосредственно водителю — «на бензин». Водительский тариф составляет в среднем 3 евроцента за километр, а «митфарцентрале» получает 1-2 цента за километр.

Цена проезда зависит также от количества пассажиров в машине. Чем их больше, тем меньше придется платить. Так, например, пассажир, направляющийся из Берлина в Кельн, заплатит за проезд 29 евро. Примерно столько же будет стоить проезд до Мюнхена. За 37 евро можно доехать из немецкой столицы до Фрайбурга, а за 13 евро - до Лейпцига. 33 евро стоит дорога до Амстердама, 48 евро - до Парижа, 24 евро - до Праги.

Система платного автостопа действует следующим образом.

Вначале пассажир звонит в офис «митфарцентрале» и узнает о возможности уехать по нужному ему направлению, либо оставляет заявку на интернет-сайте фирмы. Если такая возможность есть, то клиент приходит в офис, платит «митфарцентрале» положенную часть суммы за проезд и получает телефон водителя, с которым ему предстоит ехать. Если по какой-то причине поездка не состоялась, клиенту возвращают деньги.

Пассажир договаривается с водителем о месте встречи, где, как правило, встречает еще 2-3 таких же, как он, любителей быстрой и дешевой езды. Каждый пассажир, пользующийся услугами «митфарцентрале», получает возможность застраховаться на случай, если машина сломается по дороге и ему придется добираться до конечного пункта на общественном транспорте или такси.

В этом случае все дополнительные расходы клиента оплачивает «митфарцентрале».

Также есть страховка от несчастного случая. Стоит она 1 евро, а страховая сумма достигает 75 тыс. евро.

Офисы «митфарцентрале» есть в каждом немецком городе. Такой деятельностью занимаются несколько конкурирующих между собой крупных фирм: Citynetz, Mitfahrzentrale.de, Drive2Day, Mitfahrgelegenheit.de. Самой известной и крупной является Citynetz. Ее директор Людвиг Клаус рассказал мне, что первое «митфарцентрале» появилось в 1955 году во Франкфурте. Однако до 80-х годов такой вид путешествий был не очень популярен и бизнес развивался весьма медленно.

Вторую жизнь «митфарцентрале» получили в 80-е годы.

Эпоха хиппи прошла, и молодые люди стали меньше ездить традиционным автостопом, предпочитая ему новый, более удобный способ.

Основная клиентура «митфарцентрале» — небогатые студенты. Хотя, по словам, г-на Клауса, в Citynetz часто обращаются и довольно зрелые люди. Самому старому клиенту фирмы — 86 лет.

Стоит отметить, что «митфарцентрале» — не единственный способ дешево путешествовать по Германии и за ее пределами:

так, к примеру, существуют специальные «эконом-тарифы» на железной дороге, а некоторые авиакомпании предлагают дешевые перелеты по цене поездки на такси в пределах Европы. Кроме того, существует автобусное сообщение с весьма приемлемыми ценами.

Впрочем, главу крупнейшей компании, предоставляющей услуги «митфарцентрале», Людвига Клауса наличие таких альтернативных вариантов не смущает. «Мы не потеряем своей клиентуры», — заявил он в беседе с корреспондентом «Газеты.Ru». Не произойдет это, по его словам, хотя бы потому, что в Германии, чтобы ездить достаточно дешево, надо заранее бронировать билеты и зачастую иметь кредитную карту. В случае же, если нужно уехать на следующий день или даже через час, «митфарцентрале» просто нет равных. Конечно, даже «платный автостоп» не всегда может спасти, однако в процессе обзвона нескольких фирм, как правило, находится подходящая возможность.

И напоследок

Беседуя с главой самого успешного «митфарцентрале», я решил спросить его о традиционном автостопе. - Стоят ли еще немцы у дорог с протянутой рукой? - произнес я и внимательно посмотрел на него. Он улыбнулся, отрицательно покачал головой и спросил в ответ: «Однако жалко, не правда ли?».

  • Livejournal

Уважаемые читатели! В связи с последними изменениями в российском законодательстве на сайте «Газеты.Ru» временно вводится премодерация комментариев.

Новости СМИ2
Новости СМИ2
Новости net.finam.ru

Главное сегодня