Юрий Максутов: Российские банки
берутся за «средний класс»

Фотография:

|

В Лондоне проходит международная конференция «Стратегии увеличения прибыли в российском финансовом секторе», организованная институтом Адама Смита. С докладом «Потребительское кредитование как фактор экономического роста: практический опыт банков и оценки перспектив» выступил финансовый директор Банка Москвы Юрий Максутов.

Стратегической задачей экономики России является удвоение ВВП в течение ближайшего десятилетия. Для решения этой задачи должны быть одновременно задействованы два механизма: стимулирование предложения со стороны российских производителей и стимулирование спроса на товары отечественного производства.

Важнейшей составляющей совокупного спроса является потребительский спрос на товары и услуги со стороны домашних хозяйств.

Парадокс современной российской экономики состоит в том, что значительная часть дополнительных доходов от высоких цен на экспортируемое сырье и энергоносители идет не на инвестиции, а на потребление.

В современной России 8 крупнейших финансово-промышленных групп обеспечивают 30% экспорта, при этом в них работают всего 1.6% трудоспособного населения.

Поэтому доходы населения и потребительский спрос очень неравномерны и в значительной степени определяются узкой прослойкой достаточно богатых людей. А потребительский спрос этой категории населения ориентирован, в основном, на дорогие импортные товары и совершенно не стимулирует внутреннее производство.

Поэтому реальным источником роста экономики России может стать только стимулирование массового потребительского спроса среднего класса, который и является основным потребителем товаров отечественного производства.

А мощнейшим инструментом стимулирования потребительского спроса является потребительское кредитование. Особенно важно, что кредитование расширяет потребительскую активность лиц, располагающих относительно небольшими доходами.

При определении потребительского и платежеспособного потенциала и границ «средних классов» в России как целевой группы, наиболее кредитоспособной при потребительском кредитовании, можно сделать вывод, что около 21% семей России по признакам материального положения можно отнести к уровню «среднего класса». Более 46% семей соответствуют уровню ниже среднего класса, но примерно две трети из них могут войти в группу «среднего класса».

К «низшему слою» социологи относят примерно 32% семей, вероятность их роста до уровня «среднего класса» крайне мала. Уровень выше «среднего класса» имеют примерно 1% семей. Такая стратификация российского общества накладывает особенности на организацию потребительского кредитования в российских банках. Меньшая часть банков изначально ориентируется на работу с представителями middle и up-middle class, чьи среднемесячные доходы превышают $3000 - $5000. Однако подавляющая часть банков определила в качестве основного направления кредитование представителей именно «среднего класса», т.е. широкого круга клиентов.

Потребительское кредитование с каждым годом занимает все более весомую долю в активах российских банков. Если к концу 2001 года объем кредитов, предоставленных физическим лицам всем российским банковским сектором, составлял 95 млрд. рублей, что соответствовало 3% активов, к концу 2004 года по прогнозам объем может составить 460 млрд. рублей, удельный вес в совокупных активах банковского сектора превысит 6%.

Такой бурный рост банковского кредитования физических лиц уже сегодня оказывает существенное влияние на объем и структуру потребительского спроса населения. Результаты социологических опросов свидетельствуют о том, что примерно каждый шестой респондент называет возможность получения кредита в качестве благоприятствующего фактора для крупных покупок. Растущая конкуренция и необходимость повышения доходности на рынке потребительского кредитования заставляет банки искать более эффективные пути управления кредитным риском.

Банкам приходится соблюдать баланс между несколькими противоречивыми бизнес-требованиями. Потребители кредитных продуктов хотят быстрого принятия решений. В свою очередь банки, расширяя объемы своего бизнеса, заинтересованы в минимизации риска и издержек на адекватную и быструю оценку кредитных рисков частных клиентов.

В результате растущего спроса, сильной конкуренции и развития информационных технологий, традиционные методы принятия кредитных решений, которые в значительной степени основываются на индивидуальной оценке заемщика, заменяются методами, основанными на статистических моделях.

Решить эту задачу позволяет система скоринговой оценки кредитоспособности (credit scoring). Такая система становится важным инструментом для принятия решений в банке при организации услуг потребительского кредитования, выпуска кредитных карточек, кредитовании малого бизнеса и других операций по кредитованию.

В условиях нарастания конкуренции в области кредитования корпоративных клиентов, потребительское (и прежде всего скорринговое) кредитование становится все более популярным у российских банков. Все новые и новые банки выходят на рынок с предложениями легкодоступных потребительских кредитов.

Однако есть несколько причин, ограничивающих возможности использования в России скоринговых моделей.

Во-первых, в отличие от западных стран практически отсутствуют кредитные бюро, где банки могли бы получить информацию о кредитной истории заемщика.

В настоящее время обсуждается несколько вариантов создания таких бюро. Одним из наиболее проработанных является вариант предложенный Ассоциацией российских банков. Он предполагает, что вначале банк передает (и соответственно получает) негативную информацию о заемщиках-физических лицах. В последующем банк может принять решение о передаче в кредитное бюро положительной информации о кредитных историях (и соответственно сам получает доступ к аналогичной информации). Для начала работы по созданию кредитного бюро такой путь вполне возможен.

Вместе с тем международный опыт показывает, что наибольший эффект для банковской деятельности имеют кредитные бюро, которые предоставляют и положительную информацию о заемщиках.

Кроме того, есть серьезные опасения, что становление таких кредитных бюро, которые могли бы предоставлять положительную информацию, может затянуться на годы.

Вторая причина, которая ограничивает возможности внедрения скоринговых моделей, состоит в том, что пока не накоплена статистическая база для эффективной настройки и коррекции моделей.

Более того, скоринговый кредит обычно не имеет обеспечения, а необходимость быть добросовестным заемщиком еще не стала частью менталитета российского потребителя. Поэтому банки, выходя на рынок скорингового кредитования, во-первых не имеют никакой кредитной истории заемщика. Во-вторых, многие банки выходят на рынок сразу с массовыми продажами, не имея при этом качественной, построенной на реальной статистике, скоринговой модели.

Между тем, как показывает мировой опыт, для построения нормальной скоринговой модели необходим статистический анализ не менее 10 тыс. кредитов в течение года. Такая не всегда продуманная активность многих банков не может не настораживать. Уже через полгода-год такие банки столкнутся с массовыми невозвратами. А при малейшем изменении конъюнктуры как в части реальных доходов населения, так и просто экономических ожиданий, невозвраты легко доступных кредитов могут приобрести лавинообразный характер. Учитывая, что описанные риски принимает все большее количество банков, нельзя исключить, что следующий масштабный банковский кризис в России может быть кризисом невозврата потребительских кредитов.

В полной мере осознавая все риски, присущие этому виду бизнеса, Банк Москвы начал развитие скорингового кредитования с пилотного проекта, основной задачей которого является построение качественной скоринговой карты.

Приступить к массовым продажам мы планируем после завершения обработки статистической информации по кредитам, выданным в рамках пилотного проекта - ориентировочно с 2004 года.

При этом, в качестве основного направления, Банк Москвы определил кредитование максимально широкого круга экономически активной части населения России. Так, например, в Банке Москвы могут получить кредиты семьи с совокупным месячным доходом, начиная от 300 долларов.

В заключение хочу отметить, что одной из стратегических задач Банка Москвы является выход на 2 место в России в области розничного бизнеса (после Сбербанка России).

Мы последовательно идем к поставленной цели. Так, с конца прошлого года Банк Москвы уверенно занимает 2-3 место в России по объему привлеченных депозитов физических лиц. В 2003 году мы вышли на второе место по количеству выпущенных пластиковых карт (около 1.8 миллиона).

Очередная задача - вторая позиция по потребительскому кредитованию. Я уверен, что через 2-3 года Банк Москвы успешно справится и с этой задачей.

  • Livejournal

Уважаемые читатели! В связи с последними изменениями в российском законодательстве на сайте «Газеты.Ru» временно вводится премодерация комментариев.

Новости СМИ2
Новости СМИ2
Новости net.finam.ru

Главное сегодня