Оплата карточкой:
все не так просто!

Фотография: Èëëþñòðàöèÿ - Ãàçåòà.Ru

Недавно с автором статьи произошел показательный случай. Переехав на новую квартиру, мы в ближайшие выходные отправились в магазин ИКЕА, что возле Теплого Стана, и совершенно незаметно для себя вышли за пределы намеченного списка: хотелось и того, и другого, и «давай еще эту рамочку возьмем»... В общем, ближе к кассе мы обнаружили, что наличности нам не хватит.

Цивилизация приучила о таких вещах не беспокоиться - благо в наших кошельках лежало аж две пластиковые карточки, эмитированные Альфа-Банком (Visa Classic и Visa Electron). Мы ими и раньше оплачивали покупки, и потому совершенно спокойно двинулись к кассе.

Однако кассир принять карту без предъявления паспорта отказалась, даже несмотря на это, что это была Visa Classic, где, как известно, проставлено имя владельца — а в качестве удостоверения личности было предъявлено журналистское удостоверение с подписью, фотографией и печатью. Никакого объявления о том, что в магазине требуется паспорт при расплате по пластиковой карте, естественно, нигде вывешено не было.

Без предъявления паспорта кассир согласен был принять от нас только 999 рублей и ни копейкой больше.

Что мы в итоге и сделали, заплатив большую часть наличкой. Чудом, но уложились.

Но вопросы остались


Прежде всего, заинтересовал вопрос: кто устанавливает правило обязательного предъявления паспорта в магазине при расчете по пластиковой карте, и какие существуют негласные правила снятия денег. Оказалось, все зависит от произвола конкретного магазина и даже кассира. ИКЕА еще ведет себя по-божески, разрешая без предъявления паспорта снять с карты хоть какую-то сумму, а во многих магазинах, что следует из многочисленных жалоб, вообще отказываются принимать карты к оплате.

Интересно, что в магазинах сети «Перекрёсток» объявления «Уважаемые дамы и господа! Оплата товаров по кредитной карте возможна только с предъявлением удостоверения личности!» появились еще в 2001 году. Однако строгость российских правил и здесь компенсируется необязательностью их исполнения: автор статьи не раз расплачивалась в этой сети картой без предъявления паспорта. В то же время, посетители форума bankir.ru жалуются на то, что в «Рамсторе», что на Каширcком шоссе, отказались в качестве удостоверения личности принять водительские права. В результате «пришлось всю телегу им бросить - идите, товарищи, если такие умные, все обратно сами раскладывайте». На автозаправках BP также просят удостоверение личности, но это не обязательно паспорт, подходят и права. У «разведчиков» из «Газеты.Ru» приняли в качестве удостоверения личности журналистское удостоверения в магазинах «Техносила» и «Партия».

А вот сотрудники сети магазинов «Старик Хоттабыч», который работает в той же ценовой нише и фактически для тех же покупателей, что и ИКЕА, нам пояснили, что у них нет требования предъявления паспорта при оплате по кредитной карте. «У нас есть перечень кредитных карт, которые мы принимаем, и не возникает никаких проблем, если карта имеет положительный баланс» - отметили в компании.

В самой ИКЕА ситуацию объясняют так.

«Мы должны выполнять требования тех банков, платежные системы которых используем» - говорит пресс-секретарь компании Ирина Ваненкова. «Мы работает с United Card Service (UCS). По требованию этой организации карты могут обслуживаться только по предъявлению документа, удостоверяющего личность. Перечень этих документов включает: паспорт, дипломатический паспорт и военное удостоверение». По словам самой Ваненковой, эти правила касаются и ее самой: у нее постоянно требуют паспорт при расчетах в «Рамсторе». Вот где, судя по всему, не забалуешься.

Вернемся к вопросу о 999 рублях. Лимит в 999 рублей, по словам Ваненковой - это внутренне решение самой компании ИКЕА, принятое с целью «облегчить судьбу наших покупателей», которые довольно часто «перебирают» товаров. А требование предъявления паспорта в компании объясняют традиционно: слишком много людей пытаются расплатиться поддельными или украденными карточками. Однако на вопрос, сколько же именно случаев расплаты по поддельным карточкам было зафиксировано в ИКЕА, ответ был такой: случаев таких в ИКЕА еще не было, но все как раз потому, что «проверяем паспорта».

Владельцы карт отмечают еще один занятный момент: получая карту VISA Classic или ей подобную вместе с паспортом, кассиры в магазинах даже не проверяли, есть ли вообще на карте подпись, считая, видимо, что паспорт - защита от всех проблем.

Однако в банках говорят, что документы часто воруют вместе с пластиковыми карточками (которые россияне очень любят вкладывать в обложку паспорта). Поэтому «если банк имеет возможность это делать - он просит при проведении транзакций вводить пин-код. Эта процедура на 99% удостоверяет владельца», - делятся тонкостями эквайеринга в Импэкс-Банке. В ИКЕЕ же стоят кассовые аппараты, которые введение пин-кода не предусматривают. Поэтому кассирам ничего не остается, как требовать у покупателя паспорт.

«Понятно, почему кассиры просят именно паспорт: он дороже всего для подделки. Подделка паспорта стоит 600 долларов, а водительского удостоверения, например — 300 долларов. А обычные удостоверения подделываются вообще на раз в домашних условиях», — утверждают в Импэкс-Банке.

Что касается введения пин-кода, то эта идея вызывает у покупателей еще большее отторжение, чем требование предъявления паспорта.

Аргументы приводятся логичные: во многих магазинах терминалы стоят в людных местах, поэтому подсмотреть ваш «пин» не составит труда любому рядом стоящему человеку. Кроме того, в магазине внимание человека притупляется посторонними людьми, предметами, шумами. Карту или кошелек достать из кармана для карманника не составляет труда, а подсмотрев код, он и вовсе будет иметь на руках все козыри. К тому же, далеко не все наши эквайеры и магазины поддерживают защищенные каналы при передаче данных транзакции.

Что касается ИКЕА, то в целом банкиры одобряют введенные там правила на снятие 999 рублей, отмечая, что банки готовы принимать «рискованные» транзакции на мелкие суммы. «Видимо, в ИКЕЕ посчитали среднюю величину транзакции и ввели это правило», - отметили сотрудники банка, занимающегося эквайерингом карт. По их мнению, скорее всего, с поддельной или украденной карты будут снимать сразу большую сумму, маленькие суммы снимать невыгодно.
Потери от мошенничества с карточками в России составляют примерно 6% оборота.
Во многих случаях мошенничества совершаются людьми, нелегально получившими карты, в основном, нерезидентами России из Прибалтики и Украины. Если карта получена легально, то мошенники предпочитают использовать ее вне России, в первую очередь из-за того, что в дальнем зарубежье выше порог авторизуемых сумм (от 100 до 350 долларов за одну операцию). «Конечно, требование паспорта создает определенные неудобства для клиента, но обусловлено заботой о вашей безопасности. Потому что в случае, если карту у вас украдут или подделают, вы же сами обратитесь в банк и скажете: «А как в магазине посмели не потребовать паспорт при покупке???» - отмечают в Импэкс-Банке. Однако тут же пояснили: «у нас требование паспорта не является обязательным для точек, с которыми мы сотрудничаем; у нас много возможностей обеспечить безопасность операций, так что мы только высказываем рекомендации о предъявлении паспорта при оплате по неперсонализированным картам, к которым, в частности, относится Visa Electron».

Такую политику проводят далеко не все банки. Есть мнение, что особенно строго к политике проверки личности картовладельца подходят в Альфа-банке, представители которого учат персонал магазинов, что надо относиться к клиентам с картой осторожно и у каждого проверять документы.

Именно паспорт?


Таким образом, все сводится к традиционному вопросу: что считать удостоверением личности? «С точки зрения нашего законодательства, требование предъявления паспорта при оплате по пластиковой карте противоречит закону, потому что пластик приравнен к наличности», - отмечают в Импэкс-Банке. «Никто же не может потребовать вас предъявлять паспорт, когда вы платите наличкой. Кроме того, нет требований платежной системы предъявлять паспорт при проведении транзакций. Единственное: рекомендовано просить авторизацию при оплате по неперсонализированным картам, то есть таким, где не проставлено имя владельца».

Однако, «cложно обвинять магазин — каждый предпочитает те виды оплаты, которые ему удобнее. Законодательством это никак не отрегулировано, поэтому скандалить с магазином и подавать на них в суд у вас не получится», - говорит юрист Международной Конфедерации обществ потребителей Надежда Заморенова.
Что мы имеем в итоге?

Многие владельцы пластиковых карт отмечают, что у них после требования паспорта в подсознании откладывается, что при расплате по карточке проблемы все же есть, а при расплате наличными - нет.

«С житейской точки зрения это плохо, потому что тормозит развитие платежной системы в России», - отмечает Надежда Заморенова. Но, чуть что, требовать паспорт - это традиция нашей страны, и к сожалению, пока она неискоренима.

  • Livejournal
Читайте также по теме:

Уважаемые читатели! В связи с последними изменениями в российском законодательстве на сайте «Газеты.Ru» временно вводится премодерация комментариев.

Новости СМИ2
Новости СМИ2
Новости net.finam.ru

Главное сегодня