Где сэкономить
представителю среднего класса

Фотография: Ôîòî - GettyOne

Наше правительство каждый год трудится в поте лица над определением минимального прожиточного уровня и составлением «потребительской корзины» для населения страны. Сколько и каких товаров необходимо в течение года среднему россиянину приобрести и потребить, чтоб не помереть с голоду, мы, таким образом, знаем.

Другое дело, что среднего читателя Газеты.Ru этот прожиточный минимум и эта потребительская корзина касаются мало.

Приняв это к сведению, мы решили провести самостоятельное исследование и составить собственную «корзину» товаров, необходимых для существования людей, относящихся к загадочному «среднему классу». Споры о том, есть ли средний класс в России, или это чистой воды экономическая абстракция, будут идти еще долго, а вот «корзина среднего класса» со всем ее содержимым - пожалуйста - уже готова. Так что теперь вполне можно проверить себя и свои расходы.

Но сначала несколько замечаний. В отличие от правительства, которое составляет корзину необходимых товаров на год, Газета.RU не смогла заглянуть так далеко и ограничилась недельным сроком. Для определения товаров, которые достойны наполнить корзину господ представителей среднего класса, были опрошены специалисты ведущих гипермаркетов столицы, занимающихся розничной торговлей («Перекресток», «Рамстор», «Ашан», «Седьмой Континент»).

Для чистоты эксперимента наш корреспондент исходил за выходные несколько продовольственных рынков столицы,

в частности «Горбушку» (не путать с тем местом, где торгуют кассетами и дисками) и «Тушино», где также провел ряд опросов и необходимых замеров.

Кроме составления самой «корзины», Газета.ru поставила перед собой задачу провести сравнительный анализ цен на товары, эту корзину наполняющие, чтобы заодно уж выяснить, каким образом (т.е., проще говоря, где) господа представители среднего класса могут сэкономить, приобретая все жизненно необходимое.

Следует уточнить, что сравнительному ценовому анализу были подвергнуты не все товары, вошедшие в корзину, так как некоторые из них на рынках оказалось невозможно купить. Наш корреспондент выяснил, что от сопоставления цен прежде всего уклоняются алкогольная продукция («Хенесси» и «Бейлиз», как ни странно, ни на одном рынке ему не продали даже из-под полы), а так же минералка «Эвиан», полезный напиток «Актимель» и зубная паста «Орал Би Сенситив» (вместо нее почему-то везде предлагали взять польский «Колгейт»).

Если вернуться к расчетам, то следует заметить, что общая стоимость потребительской корзины может изменяться даже в течение 2-3 дней и даже если в стране не происходит дефолта. Как известно, супермаркеты, в отличие от продовольственных рынков, для привлечения покупателей устраивают различные рекламные акции со скидками или выкладывают на прилавки по сниженным ценам товар, чей срок хранения почти на исходе (многие до сих пор вспоминают «Клинское» в «Перекрестке» по 5 рублей бутылка). Так что не удивляйтесь, если вы произвели собственный подсчет и ваши цифры не совсем совпали с нашими.

И наконец: не надо путать наши цифры с понятием «средние расходы».

Разумеется мы не учитывали ремонт автомобиля, траты в ресторане, покупку CD и многое другое, на что, как принято считать, тратит деньги средний класс. Нас интересовали только продовольствие и некоторые «сопутствующие товары» типа зубной пасты и туалетной бумаги.

(цифры на диаграмме слева от названий - стоимость потребительской корзины для господ представителей среднего класса)

Проведенные расчеты, кстати, показали, что для среднего класса гипермаркеты и продуктовые рынки - практически одно и то же.

Таким образом, Газета.Ru развеяла еще один социальный миф - миф о том, что в выходной надо встать пораньше, отправиться на рынок и там как следует затариться на всю неделю, ибо это выйдет существенно дешевле.

Как видим, ничего подобного.

Качество одних и тех же товаров в гипермаркете и на рынке вроде бы должно быть одинаковым, но на деле рыночная продукция выглядит как-то менее убедительно. Кроме того, на рынках зимой под ногами - слякоть и лужи. С другой стороны - на рынках нет тех длиннющих утомительных очередей, которые выстраиваются в московских гипермаркетах у касс, особенно в выходные. На рынке - правда редко - можно встретить карманника. В гипермаркете - тоже редко - можно заблудиться. Наш корреспондент вынужден был посещать все вышеперечисленные торговые места именно в выходные дни, так что уж поверьте ему на слово.

Подводя итоги, можно сказать, что у любого из вышеперечисленных (равно как и не перечисленных) торговых мест есть свои недостатки и преимущества. Да и по Конституции наши граждане, а тем более господа представители среднего класса, сами вольны решать, с чем им хочется мириться, а с чем нет. Нам после проделанных исследований, замеров и вычислений стало ясно, что самый правильный ответ на вопрос, где закупаться на неделю (если уж закупаться) звучит так: да какая разница! Главное, чтоб ехать было удобно.

  • Livejournal
Читайте также по теме:

Уважаемые читатели! В связи с последними изменениями в российском законодательстве на сайте «Газеты.Ru» временно вводится премодерация комментариев.

Новости СМИ2
Новости СМИ2
Новости net.finam.ru

Главное сегодня