Мысль стремится ввысь

В Москве прошла выставка «Тело города»



Фрагмент выставки «Тело города»

Фрагмент выставки «Тело города»

Фото автора
Городская тематика не раз становилась поводом для создания великолепных полотен еще со времен итальянских художников Каналетто, Франческо Гварди или Бернардо Беллотто. Все они творили в XVIII веке, а главными объектами их картин были европейские города: Венеция, Лондон, Вена, Варшава и Дрезден. Работы этих авторов были выполнены в жанре ведута, представляющего собой детальное изображение повседневного городского пейзажа. К слову, ведутистом был и Джакомо Кварнеги, который приложил свой архитекторский талант к созданию в Санкт-Петербурге таких сооружений как здание Академии наук, Смольный институт, Эрмитажный театр и других.

Выставка «Тело города», представленная в феврале на суд москвичей, была посвящена ровно той же тематике — городскому пейзажу. Объектами исследования в работах двух столичных авторов Евгении Буравлевой и Марии Суворовой стали городская среда и архитектура. При этом на первый план в их картинах выходит анализ связей старого и нового в городе. Так, среди произведений на экспозиции картин был и лондонский пейзаж с очертаниями творения Нормана Фостера St. Mary Axe-30, который больше известен в британском простонародье как «The Gherkin» (огурец), и французская Башня Монпарнас, готические соборы и сталинские высотки, безвестные мосты и безымянные улочки.

Хитросплетения сюжетов в работах двух авторов, объединенных городской тематикой, разительно отличаются по способу передачи урбанистических образов на холст.

Мягкие тона, которые использует Евгения в своих работах, передают зрителям ее восприятие конкретного состояния города: пейзажа, времени года и суток, погоды. Стажировки в Британии не добавили в ее палитру серого; напротив, она увидела в Лондоне теплые тона желтого цвета, который обогатил ее работы. В городской среде автор ищет место человека и его отношение к окружающей урбанистической природе. Здания у Евгении представляют своего рода лес, по которому идут люди, не сильно изменившие свои первозданные инстинкты под влиянием быстро меняющейся окружающей среды.

Вязкие материалы, которые использует в своих работах Мария, вызывают ассоциации черного цвета с нефтью и расплавленным золотом, резко контрастируют с материалами, которые использует в своих полотнах Евгения.

В ее работах легко просматривается интерес к монументальной архитектуре, являющейся ярким выражением человеческих амбиций. Геометрия и архитектурные образы зданий, которые были и остаются наиболее излюбленной темой для творчества автора, в картинах Марии отождествляются с частями «городского тела», предстающего перед зрителем живым организмом.

Привлекательность высоток для авторов выставки «Тело города» очевидна: в них они пытаются рассмотреть не только политический символизм, но и полет мысли. Сталинские высотки, по мнению Марии Суворовой, олицетворяют прорыв идей субкультуры шестидесятников. «Интересно понять, как люди того времени мыслили, какие у них были ценности. Это можно сделать исследуя идолы того времени - высотные доминанты той эпохи», — отмечает она.

Авторы выставки утверждают, что самое интересное в образе высотных зданий — их масштабы и гармоничное сочетание с окружающим пейзажем.

Современные высотки, по мнению художников, являются своего рода позвоночником, определяющим строение всего городского тела. «Главная идея — мирное, разумное и равноправное соседство архитектуры разных стилей и масштабов в одном городском пространстве», — подчеркивает Евгения Буравлева.

Появление новых архитектурных решений оба художника только приветствуют. По их мнению, имитация старины сама по себе хуже, чем создание совершенно нового образа. Поэтому современные небоскребы и представляют ценность, являясь не просто примером технологического развития, а новым объектом для исследований. Ведь только новые архитектурные формы позволяют наполнить жизнью город, связать воедино его прошлое и настоящее, подсветив сохранившийся в городе культурный слой.

«До «Москвы-Сити мы пока не добрались, но важно не просто наличие высотного здания, а мысль и идея, заложенные в небоскребе. Очень интересно будет исследовать и образ «Лахты центра» в Санкт-Петербурге: ведь для художников важен контраст и окружающий пейзаж, а в северной столице он особенный», — резюмируют авторы выставки.