Будьте осторожны с дополнительными знаниями

У меня двое детей. Оба уже выросли. У дочери внуки. Сын пока еще на вольных хлебах, но, надеюсь, скоро уже определится. Я решил написать это письмо, чтобы объяснить некоторым молодым родителям, что гонка за многочисленными знаниями иногда приводит к противоположным результатам.

Воспитанием детей мы занимались с женой вместе. Да, это было не очень просто. Да, иногда хотелось просто прийти с работы и забыться, особенно в первые годы после распада СССР, но мы через не могу заставляли себя забывать о собственных желаниях и занимались с детьми. В итоге у детей было если не все, то очень многое. И дочь, и сын ходили в музыкальную школу, в бассейн, на английский и компьютерный кружок. Кроме того, сын еще несколько раз в неделю ходил в секцию на каратэ, на шахматы, картинги и астрономический кружок, а дочка на танцы, рукоделие и зоологию. Нам с женой казалось, что мы все делаем правильно, что дети всесторонне развиваются и физически, и культурно, что они сами решают, что им нравится, а что нет, и что в итоге мы получим разносторонне развитых подростков.

Но как показало время, мы ошибались.

К классу девятому выяснилось, что все эти занятия и увлечения толком ничего не дают. Английский они знали очень средненько, примерно так же, как и мы, компьютер освоили, плавать научились, а все остальное можно было охарактеризовать оценкой «удовлетворительно», хотя им ведь нравилось, они сами просили платить за занятия и ничего больше не хотели. Наверное, так нельзя говорить и думать о своих детях, но я был в полной уверенности, что передо мной самые заурядные посредственности без тени какой-то тяги хоть к чему-нибудь. Да, они много куда ходили, много чем интересовались, но на выходе никакого результата не было и не предвиделось. Нет, конечно, это я только подумал, а высказывать вслух не стал.

Я расстроился и начал думать, что и где я и жена упустили.

Может, преподаватели слабые или халтурят? Да нет, несколько раз в месяц у нас была какая-то отчетность в виде дневников, домашних заданий, личных разговоров. И никаких подозрений, что что-то не так, не возникало. Может, детям нужно что-то другое? Нет же. Им и в музыкалке нравилось, и в бассейне, и на английском, и на танцах, и на остальных кружках. То, что им не нравилось, мы после двух-трех попыток все-таки внедрить, оставляли.

Я долго думал над этими вопросами и пришел вот к какому выводу: мы их закормили дополнительными занятиями.

Они просто не успевали делать все на каком-то приличном уровне. И главное — они не успевали хоть чем-то от души заинтересоваться. Хорошо, когда у тебя только одна музыка. Ты можешь худо-бедно учиться в общеобразовательной школе, а музыка будет отдушиной. Хорошо, когда для тебя музыка — обряд для общего развития, ты можешь выбрать в школе любимый предмет, скажем, литературу и сидеть над книжками часами. Но у наших все пути были отрезаны: только заинтересуешься музыкой — нужно бежать в бассейн, только решишь попросить тренера показать, как прыгать с трамплина, пора гнать на танцы, только-только освоишь движение — вперед на английский. А помимо этого родители каждый раз предлагают еще что-то новое, на что уже совсем нет сил. Короче, марафон. И все вроде бы нравится, и на все не хватает сил.

Наверное, я поздно спохватился, потому что сделал бы я это в классе 7, можно было бы к 9 подойти с совсем другим багажом, но в итоге кое-что мне удалось переломить.

Мотивировка была такая. Вы уже взрослые и пора определяться. Настоятельно рекомендую оставить одну спортивную секцию и один кружок для души. Мне было больно наступать на горло собственной песне, к тому же жена в разговоре тет-а-тет это не одобрила (но не при детях), но я понимал, что иначе результат будет плачевным. Дети сначала запротестовали, но потом, убедившись в том, что я тверд, выбрали: сын — каратэ и компьютеры, дочь — танцы и зоологию. На том и порешили.

Что мы имеем сейчас?

Сын программист. Дочка работает ветеринаром, хотя сейчас временно в декрете. Результат не самый блестящий. Признаюсь, я надеялся на большие успехи, но я понимаю, что в каком-то смысле это наше с женой непродуманное перекармливание всем и сразу. Кроме того, главная задача – вырастить чутких, воспитанных людей – нам удалась.

Резюмирую. Если у вас вдруг появится зуд и желание записать вашего ребенка сразу на все кружки, подумайте, кому на самом деле на эти кружки хочется: вам или ребенку.

Ребенок так устроен, что ему запросто можно внушить, что астрономия – это круто. И он будет ходить на астрономию и даже что-то там такое новое узнавать и даже через несколько лет скажет, что ему нравится астрономия, хотя на самом деле не нужна ему никакая астрономия, а нужен учебник по программированию и компьютер. Поэтому осторожнее с лишними знаниями. Нет, я не говорю, что они не нужны, но к этому пониманию ребенок должен прийти сам, а иначе он превратится в многопрофильного неуча, который много что слышал, но ничего толком не знает. Между прочим, по моим наблюдениям, таких неучей очень много в политике. Задумайтесь. Может, именно поэтому мы имеем ту страну, которую имеем.