Онлайн-интервью

«Мы не пишем предвыборную программу»

Владимир Мау рассказал «Газете.Ru» о правительственной «Стратегии-2020»

Кирилл Лебедев
В редакции "Газеты.Ru" завершилось онлайн-интервью с Владимиром Мау, соавтором правительственной "Стратегии-2020". Экономическая модернизация страны зависит от политической, считает он. Приоритеты определить просто, трудно выбрать, чем власть может пожертвовать ради них.
Вопросы с ответами
Все вопросы читателей «Газеты.Ru»
Начало трансляции: 30 марта 2011 в 10:00
"Газета.Ru"

— Здравствуйте, Владимир Александрович!

— Доброе утро.

"Газета.Ru"

— Вчера вы обсуждали новый вариант «Стратегии-2020» с премьером и министрами. Судя по доступной информации, единство мнений не было достигнуто. Ваша идея перераспределить природную ренту в пользу развития экономики в ущерб соцрасходам не встретила понимания у премьера?

— Все, что вы сказали, не так. Во-первых, мы не обсуждали никакие варианты стратегии. Идет общая работа над пониманием механизмов развития страны в течение десятилетия. Есть разные экспертные мнения на этот счет, и нас попросили быть координаторами, организаторами при их обсуждении. В отличие от 1991 года, когда выбор состоял не в том, либерализовать цены или нет (это было всем очевидное решение), а в том, кто возьмет на себя политическую ответственность за этот шаг, сейчас есть реальные развилки, реальные разные вариант макроэкономической политики, образовательной политики, социальной политики. Нет жестких императивов в любом аспекте политики. Основная задача нашей работы по стратегии – обрисовывание, выявление реальных развилок, обсчет, экономический анализ. Есть развилки экспертные, где эксперты могут сказать, как лучше, как хуже, а есть политические.

Дмитрий

— Уважаемый Владимир, скажите, а целевые ориентиры в «Стратегии-2020» вы тоже будете рассчитывать исходя из цен на нефть? Спасибо.

— Один очень хороший экономист недавно сказал: экономическая программа правительства, которая строится исходя из цен на нефть, не может быть инновационной. Это правильная фраза. Но что делать, если цены на нефть имеют важное значение в нашем развитии? Было бы неправильно считать, что мы обсуждаем стратегию с позиции, как мы будем развиваться, если цена на нефть будет больше. Но мы исходим из того, что нефтяные доходы есть. Это важный стабилизирующий и одновременно дестабилизирующий фактор нашей политики. В стратегии должно учитываться, как действовать в случае низкой или запредельно высокой цены на нефть. Егор Гайдар говорил, что в Генштабе всегда есть план оперативного развертывания на случай войны с Китаем, США, Европой. Это не значит, что мы собираемся воевать, но должны знать план в случае развития той или иной модели. Это очень правильное сравнение. В построении стратегии важен баланс. Резервы, с которыми мы вошли в кризис, Стабилизационный фонд позволили не разбалансировать ситуацию. С другой стороны, наличие резервов позволило не заняться модернизацией, ее особо пока нет. Не произошел бы кризис, можно было бы спасти многие предприятия, это хорошо с точки зрения социальных проблем, но плохо с точки зрения производительности труда. Задача экономической стратегии просчитывать последствия.

Александра

— Владимир Александрович, не так давно министр финансов Алексей Кудрин говорил о том, что у нас за последние годы было написано несколько десятков стратегий. Но вот что-то результатов не видно. Так чем же будет отличаться «Cтратегия-2020», над которой вы работаете?

— Результаты видно. Думаю, что читателем приведена не очень точная цитата Кудрина. В основном программы, которые писали в РФ за последние 20 лет, выполнялись. Программа Гайдара выполнена на 100 процентов, хотя времени это заняло не 3, а 7 лет. Программа была выполнена полностью, последовательно, причем не столько Гайдаром, сколько Черномырдиным и Примаковым. Программа Грефа была выполнена примерно наполовину, но это тоже не самый плохой результат.

— Но мы не пишем программы правительства. В предвыборный период из того, что мы будем предлагать, любая партия может взять кирпичики. Мы обсуждаем реалистичные варианты действий по модернизации экономики страны. Темпы роста могут быть высокие, а страна — идти к своей гибели быстрыми темпами. Стратегия — это развилки. Вы должны знать, от чего вы отказываетесь, что для вас менее важно. Приоритеты определить просто, трудно сказать, чему мы будем уделять меньше внимания. По сути, развилки — это варианты того, от чего можно отказаться: исходя из бюджетных возможностей, из институциональных возможностей. Когда в 90-е годы давали разные советы, никогда не принималось во внимание, есть ли у нас государство как административно-политический ресурс. Важнейшее достижение 1999–2001 гг. — готовность правительства сказать, что есть вещи, на которые оно не может пойти. Можно бесконечно обсуждать прогрессивный подоходный налог, насколько это хорошо. Но если правительство не способно его собирать, оно должно честно сказать об этом. И не надо обманывать себя и общество. Это очень важная развилка, связанная как с бюджетными, так и с институциональными ограничениями.

"Газета.Ru"

— Вы сказали, что у каждой партии есть возможность воспользоваться частями «Стратегии-2020», ведь она пишется в предвыборный год. Когда появилась оригинальная «Стратегия-2020», в работе над которой принимал участие Игорь Шувалов, она считалась в каком-то смысле официальной программой Владимира Путина. Есть ощущение, что модернизация, которую затеяло правительство со «Стратегией-2020», является его новой экономической предвыборной программой...

— Есть официальный документ правительства — концепция долгосрочного развития до 2020 года, мы не занимаемся ее модернизацией. В экономике и политике раз в 10–15 лет меняется представление о том, что лучше, что хуже. Был период, когда все верили в золотой стандарт. Был период доминирования фиксированных курсов, был период плавающих курсов. Был период, когда недопущение укрепления валюты считалось хорошим тоном и правильным курсом. Кстати, сейчас мы должны прийти к тому, что эта модель у нас больше не работает. Аргументы, что низкий валютный курс стимулирует развитие производства, уже не работают: китайский импорт все равно оказывается дешевле.

— Что касается меня и моих коллег — не пишем предвыборную программу. Временные рамки не предполагают этого. Но те или иные тезисы «Стратегии-2020» могут использоваться любыми политическими силами. Например, вчера мы столкнулись с Владимиром Жириновским, он предложил посмотреть программу своей партии. А потом спросил, может ли он взять тезисы из стратегии, которые им понравятся. Это открыто: любая партия может использовать тезисы в своих предвыборных целях.

— Что касается Путина и концепции-2020, она писалась в другой экономической парадигме. За последние три года произошли очень сильные изменения в мире и в нашем понимании логики экономического развития. По той же курсовой политике мы продвинулись в осмыслении проблем пенсионной реформы, которая является одним из ключевых элементов будущего развития экономики. Реформа, конечно, социальная, но она касается огромного экономико-инвестиционного блока. То же самое со здравоохранением.

— Экономика не стоит на месте, это живой организм, наши представления меняются. Глобальный кризис и опыт стран, особенно «большой двадцатки», которые решали свои экономические проблемы, позволяют на многое смотреть по-другому. Плюс есть наши длинные проблемы — здравоохранение, образование, пенсионная система. За последний год эти вопросы очень интенсивно обсуждались. В начале десятилетия тот же Гайдар первый обратил внимание, что приоритеты постиндустриальной экономики находятся в сфере материального производства, а в сфере человеческого капитала, то есть образование, здравоохранение, пенсионная система. И бюджетные приоритеты находятся в этих сферах, а не в выборе между сельским хозяйством, авиацией и космосом. Легко это сказать, а дальше что? Но приоритет — это не означает платить больше. Платить больше в действующей системе здравоохранения не означает получать большие услуги. Дальше начался поиск, который идет уже 10 лет.

"Газета.Ru"

— Вы знаете, что в последнее время появилось несколько исследований, докладов — ИНСОР и ЦСР. Один из выводов — долгосрочное экономическое развитие РФ зависит от проведения ряда политических реформ и в первую очередь от выборов 2012 года. Ваша точка зрения — насколько долгосрочные планы зависят от выборов 2012 года?

— От выборов 2012 года зависят не в большой степени. От политической ситуации — в очень большой. Я с 2004 года пишу в экономических и публицистических статьях, что мы живем в условиях падающей производительности экономического законодательства. То есть каждое экономическое улучшение становится более бессмысленным без улучшения политических институтов. Макроэкономическая стабилизация не требует эффективной судебной системы, защиты прав собственности, модернизации полиции, но все это необходимо для экономического роста, инвестиционного процесса. А гарантиями эффективности политической системы являются конкуренция и свобода СМИ.

— Несомненно, политическая и экономическая модернизации идут рука об руку, это базовая связка. 300-летний опыт российской модернизации говорит о том, что мы всегда проводили военную, отчасти экономическую и культурную модернизацию и почти никогда политическую. В этом смысле это, конечно, очень важный фактор.

— В какой мере выборы 2012 года влияют, не знаю. Риск есть всегда. Единственный удачный случай — опыт Александра II и Александра III, когда политические реформы предшествовали экономическим. Александр II пытался провести их одновременно. Получилась судебная, земская и школьная реформы, провалились бюджетная и денежная, которые уже реально провел Александр III на волне политических достижений. Эта последовательность политической реформы, а затем экономической, оказалась достаточно успешной. В этом смысле и Михаил Горбачев тоже пытался начать политическую реформу, за которой последовали экономические. Можно его критиковать, говорить, что все было плохо, но это очень поверхностный подход. Вообще-то нас ждала судьба Югославии, то есть «развод» через войну, при наличии четырех ядерных держав. Важнейшая заслуга Ельцина и Гайдара — это даже не экономические изменения, а это то, что к концу премьерства Гайдара мы перестали быть окруженными ядерными державами.

Николай

— Глубокоуважаемый Владимир Александрович! Основу успеха любой стратегии составляет грамотная (во многих аспектах) операционализация. Когда спросят с правительства (и кто) за «эффективность» ее реализации?! С искренним уважением к АНХ и вам, выпускник Н. Гордеев.

— Спросят избиратели. В современном обществе, причем не только демократическом, никакого иного спроса, кроме граждан, нет. В условиях свободных выборов это проявляется на выборах, в условиях отсутствия свободных выборов это проявляется на улице. Только так. Это дело народа, когда он хочет это спросить.

Егор

— Владимир Александрович, день добрый! Расскажите, пожалуйста, прорабатывают ли экспертные группы какие-то конкретные критерии, по которым будет оцениваться, как реализуется «Стратегия-2020»? Как вы думаете, какими могли бы быть эти критерии?

— Еще раз, мы не разрабатываем стратегию, мы обсуждаем развилки. В отличие от избирателей, мы не собираемся спрашивать правительство, реализует оно нашу стратегию или нет. Наше дело быть честными перед собой и обществом. Кстати, если бы не было поручения премьера, мы с нашим коллективом в любом случае собирались готовить наши предложения по повестке экономического цикла. Вообще наш коллектив, начиная с конца 1980-х годов, регулярно готовил предложения. Надо сказать, что они всегда были востребованы и почти всегда реализованы. Конечно, не всегда последовательно.

Алексей

— Господин Мау! Вы проводили реформы совместно с Гайдаром и Чубайсом в 1992-94 гг. (результат известен). Затем реформы 1997–2002 гг. (результат также известен). Вопросы: 1. Почему вас — крупного специалиста в проведении провальных реформ — опять привлекают к их проведению? 2. Вы надеетесь, что хотя бы с 3-го раза получится нас добить?

— Судя по тому, что этот вопрос задается, у человека все хорошо. Если бы у него было что-то плохо, то он бы не занимался тем, что читал бы «Газету.Ru» и вступал бы в полемику.

— На самом деле мы прошли колоссальный путь с 1992 года. Нам удалось не все, но многое. Нам удалось не допустить краха страны в 1992 году, потому что Россия была на грани краха. Я бы хотел спросить у задававшего вопрос, знает ли он уровень золотовалютных резервов в конце 1991 года. Обычно, когда говоришь, что меньше $100 млн, журналисты и слушатели автоматически пишут «меньше $100 млрд», потому что представить себе, что резервы могут быть меньше $100 млн, не может никто и никогда. Почему-то все считают, что это описка или оговорка. То есть резервы были меньше оборота среднего предприятия, а это был золотовалютный резерв страны. Госдолг был $110 млрд, запасы продовольствия в городах были на четыре-пять-шесть дней. И никто не хотел быть премьер-министром, брать ответственность, эту обязанность возложил на себя Ельцин.

— Уже к концу 1992 года у нас не было продовольственной проблемы вообще. В этом смысле мы решили продовольственную проблему быстрее, чем КПСС. Они считали, что решат ее к 2000 году, по продовольственной программе 1983 года. А мы решили ее в 1992 году. У нас была очередь желающих быть премьер-министрами. И у нас не было сопредельных ядерных государств. В общем, мне кажется, что это неплохо.

— Кстати, бурный экономический рост предыдущего десятилетия во многом связан с реформами 1990-х годов. Ведь рост происходил в институциональных рамках 1990-х годов, то есть это реформы 1990-х плюс макроэкономическая и политическая стабилизация. В этом смысле не могу не гордиться. Я, конечно, не очень большую роль сыграл, скорее она заключалась в осмыслении и подготовке, но это несопоставимо с гигантами наших реформ.

— Да, многое не удалось, но, опять же, это в политической атмосфере. Мы, в общем, неплохо вырулили с ростом нефтегазовых доходов, потому что на самом деле скачок нефтегазовых доходов после 2001 года был огромным риском для нашей экономики, мы могли попасть в катастрофу после этого. Нам удалось вырулить все достаточно гладко. Проблем, конечно, много, но они скорее интеллектуальные, как и во всяком кризисе. Они требуют осмысления, а не каких-то спешных, решительных действий.

Василий

— Владимир Александрович, здравствуйте! Какое место в «Стратегии-2020» отводится госкорпорациям? Сохранится ли такая форма и насколько она нужна российской экономике? Спасибо!

— Мы пока не обсуждаем госкорпорации специально. Есть группа по корпоративным проблемам, проблемам собственности, но, по-моему, они тоже пока не собираются обсуждать этот вопрос.

— В общем, всякому экономисту понятно, что госкорпорация — это искусственное образование. Если вы хотите советскую экономику, ну сделайте министерство. А госкорпорации, где непонятно, кому принадлежит собственность, то есть формально собственность госкорпорации принадлежит руководителю госкорпорации, и никто ему ничего не может указать, то это неясная модель. Если хотите советскую экономику, стройте советскую экономику. Если хотите нормальное акционерное общество с корпоративным контролем, то это другая форма. Не надо сидеть на двух стульях. Госкорпорации — это форма, не очень существующая в законодательстве, точнее, вообще не существующая.

— На мой взгляд, госкорпорации — вещь достаточно бессмысленная. Если вам нужна госсобственность, то есть акционерка с госсобственностью. Если вам нужно госуправление, то есть Министерство, например, шинной промышленности, и пусть у него будут шинные предприятия. Но зачем делать так, что и вроде бы неподконтрольно государству, но государство отвечает за его долги и не получает прибыли? Это странная модель, понятная, но странная.

Василий

— Владимир Александрович, будут ли в стратегии какие-то предложения по трудовому и миграционному законодательству? Какие?

— Это очень важная тема. Ею больше занимается Высшая школа экономики, так исторически сложилось.

— Одним словом, я бы сказал, что наше предложение — это скорее либерализация трудового и миграционного законодательства. На наш взгляд, у нас слишком много сейчас мягких контрактов, наше трудовое законодательство все-таки индустриальное. Оно строится так, что человека выгодно держать на таких достаточно мягких основаниях. Поскольку уволить трудно, есть много социальных ограничений, то значительная часть работает или частично, или на очень низких окладах. Какая наша трудовая модель, в отличие от американской? Это не значит, что наша хуже, просто наша другая.

— В Америке, если кризис, то человека увольняют, если бум — то его принимают на работу. Это несколько тяжело социально, но это очень динамизирует модернизацию. У нас же есть базовая зарплата, очень маленькая. Если кризис, то зарплата остается, на нее не влияют никакие издержки. Если экономический рост, то зарплату начинают платить нормально. Но при этом человек сидит на рабочем месте. Конечно, это социально стабилизирует жизнь, но явно препятствует модернизации.

— Если работодателям дать большую свободу, то они будут охотнее модернизироваться, они будут более заинтересованы в повышение производительности труда. А повышение производительности труда означает переход людей из менее востребованных секторов в более востребованные. В принципе, смена работы — это абсолютно нормальная вещь. В этом смысле вопрос, который часто задают в образовании, совершенно дурацкий — сколько выпускников вуза работают по специальности? И считают почему-то, что чем больше, тем лучше. Это тоже абсурдно, потому что когда человек поступает в вуз, значительная часть специальностей, которые появятся к моменту выпуска, не существуют. Именно поэтому мы живем в неиндустриальном мире. Мы живем в настолько подвижном мире, где все эти формальные привязки должны быть очень мягкими и слабыми.

— Потом, это не только проблема законодательства, но и политического контекста. У нас губернаторы очень боятся, чтобы работников не увольняли, то есть формально можно, но фактически они требуют отчетность бизнеса, кто работает, кто нет. Я помню, была совершенно восхитительная аберрация сознания, когда президент Дмитрий Медведев проводит селекторное совещание в 2009 году с губернаторами, где говорит, что будет строго следить за тем, чтобы зарплата выплачивалась своевременно и полностью. Но тут же комментарий по телевидению: президент Медведев сказал, что будет строго следить за тем, чтобы работников не увольняли. Хотя месседж был противоположный: если вы держите работников, то платите им зарплаты, а если не платите, то увольняйте.

Ольга

— Уважаемый Владимир, сейчас наряду со «Стратегией-2020» обсуждается и будущее пенсионной системы, от которой зависит финансовая стабильность страны. Хотелось бы услышать ваше мнение по самым острым вопросам: об эффективности накопительной части пенсии, о необходимости повышения пенсионного возраста, о досрочных пенсиях. Спасибо!

— У нас пенсионная система на том уровне, на которой ее можно сделать в действующей модели, она сделана. Решает ли это проблемы пенсии?

— Мы должны понимать, что мы живем в том обществе, где роль пенсии будет радикально отличаться от той роли, которую она играла для индустриального рабочего первой половины XX века, когда человек стоял у станка. Дальше он работать физически не мог, и государство должно ему что-то заплатить, чтобы он смог жить.

— Мы живем в обществе, где большая часть населения работает в сфере услуг, где растет средний класс и где средняя продолжительность жизни выше, а не ниже пенсионного возраста. Мы понимаем, что у нас появляется все больше фрилансеров, которые не платят пенсионные взносы, все больше людей, которые вообще не хотят уходить на пенсию. Профессор, как правило, на пенсию уходить не хочет, например. Если мы говорим о стратегии пенсионного развития, а не о пенсионной реформе, которая уже проведена, то, конечно, будет индивидуализация и приватизация пенсионных стратегий. То есть человек сам решает, вкладывает ли он в жену, которая его не бросит, в детей или, наоборот, экономит на детях и вкладывает в Пенсионный фонд. А может, как москвичи: московский средний класс сейчас выбрал стратегию покупки квартир, которые можно сдавать и жить. Ни одна из этих стратегий не является абсолютной. В современном мире человек будет диверсифицировать свою пенсионную стратегию: немного в жену, немного в Пенсионный фонд, немного в недвижимость. А государство в этой ситуации должно обеспечивать пособия по инвалидности и бедности.

— И это не проблема возраста: если у вас много денег, вы вообще можете не работать, у нас же нет статьи за тунеядство. Вы сами решаете, с какого возраста вы выплачиваете себе пенсию. А государство в этой ситуации может иметь определенную небольшую пенсию просто своему гражданину: если он пожилой и обращается к государству, потому что у него нет денег, и он это обосновывает, то может быть пособие.

— Но повторюсь, это не предложение стратегии. Это не то, что надо реализовывать с сегодня на завтра, вообще пенсионная схема реализуется в течение поколения. Это можно обсудить с теми, кому до 35 лет, чего они, собственно, хотят, и как это будет выглядеть для них. Просто надо понимать, что стратегия развития пенсионной системы — она не в укреплении основ индустриальной пенсии, а в диверсификации и индивидуализации. Так же как и здравоохранение, и образование.

Виталий

— Уважаемый Владимир Александрович, реализовать любую стратегию можно, только имея образованные кадры. Прорабатывается ли в разрабатываемой «Стратегии» вопрос новых современных знаний по хайтековским технологиям для молодежи? Сколковы — это хорошо, но учить самому современному можно и нужно сейчас и с помощью ведущих мировых спецов. Нынешняя система образования реформируема?

— На самом деле в тройке образование — здравоохранение — пенсионная система наиболее понятно, что делать в образовании. И, в общем, какие-то тенденции идут. Есть программа привлечения ведущих ученых и создания новых вузов, в том числе путем укрупнения. Кстати, формирование Российской академии народного хозяйства и госслужбы при президенте, которую я имею честь возглавлять, это же шаг в этом направлении — резкое усиление комплекса социально-гуманитарных специальностей, попытка сделать большую структуру, которая начнет внутри себя улучшать качество. Это все-таки лучше, чем 20 мелких вузов с провинциальными дипломами.

— В образовании эти тенденции идут. Другое дело, что у нас нет спроса на качественное образование, как и спроса на модернизацию. У нас есть спрос на дипломы и на откашивание от армии, а на качественное и профессиональное образование спрос есть, но он ограничен. В общем, часто люди различают образование по названию диплома, а не по реальным знаниям, которые они там получают. Это не трагедия, отчасти это лечится временем и конкуренцией, отчасти государство может поспособствовать. Например, вчера у премьер-министра обсуждался вопрос о роли введения профессиональных аттестаций, такое, если угодно, ЕГЭ от профессионального сообщества. То есть недостаточно, что вуз дает компетенции, надо, чтобы профессиональное сообщество оценило, и в этом смысле экзамен действительно должен быть вынесен.

— Наша академия все-таки является учебным заведением, где очень много поствузовских программ. Мы не классический вуз, у нас студентов меньшинство, то есть у нас значительное число платных программ. Мы дорогая школа. В этом смысле те, кто идут к нам, они считают деньги и все-таки выбирают наши программы. Но очень многие идут на дешевые программы получить только диплом. Я вижу это косвенно, потому что есть программы, которые нельзя сделать, которые просит вуз. На качественном уровне программы MBA за 100 тысяч рублей сделать нельзя, это минимум 400–500 тысяч рублей. Но у нас полно дешевых программ, и люди на них идут.

Игорь

— В декабре прошлого года на сайте «Роспил» был вывешен один из конкурсов АНХ. В этом конкурсе академия заказывала выполнение научно-исследовательской работы по теме «Анализ региональных аспектов повышения конкурентоспособности экономики» для государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Академия народного хозяйства при правительстве Российской Федерации». Цена контракта 9,2 млн руб. Согласно этому конкурсу, на все работы по «Анализу региональных аспектов повышения конкурентоспособности экономики» даётся ровно два дня. Владимир, ответьте, пожалуйста, конкурс был признан несостоявшимся потому, что в стране не нашлось ни одного человека, который смог бы за 2 дня освоить такие деньги, или, как это подозревает Алексей Навальный, организация, которая уже имела на руках готовую работу, скрылась, когда конкурс получил скандальную окраску? Если верен первый ответ, то почему вы давали всего два дня на такую работу, а если верен второй ответ, то не подскажете ли вы, какой именно исполнитель должен был выиграть этот конкурс?

— Конечно, господин Навальный — это чисто самопиар и полная ерунда. Я мог бы ответить цинично: неужели он думает, что если мы будем воровать, то мы будем воровать 9 млн рублей. Все-таки обычно подделывают крупные купюры, десятирублевые никто подделывать не будет.

— Если говорить серьезно, то мы бюджетное учреждение, находящееся в бюджетном процессе. Нам было нужно это исследование, мы получили деньги в конце ноября и мы юридически должны были объявить конкурс. Мы понимали, что на него или никто не придет, или придет кто-то с готовой работой. Кстати, речь шла не о двух днях, а о двух неделях. Никто так и не пришел, мы деньги сдали. Думаю, что никто не пришел отчасти о того, что был напуган господином Навальным.

— Мы все равно сделаем работу в новом году. Но здесь есть более общая проблема: у нас так организован бюджетный процесс, что если ты получил бюджетные деньги, а у нас были именно эти деньги, то ты должен объявить конкурс, иначе тебя обвинят или в нецелевом расходовании, или в неэффективном расходовании. Но бюджет устроен так, что если это деньги этого года, то ты не можешь их потратить в следующем, они не переносятся. Единственное, что может сделать руководитель организации, когда деньги поступили в ноябре, это объявить на них конкурс. Иначе попадаешь в развилку: если не объявляешь, то ты нерационально используешь — у тебя есть деньги, а ты их не тратишь. А если ты объявил, но не пришли, то можно сдать в бюджет. Юридически это чисто.

— Кстати, тема была важная. Честно говоря, я на 50% предполагал, что нам предложат интересные разработки на эту тему. Если бы я знал, у кого есть, я мог бы попросить прийти на конкурс и потом сдать работу, мы правда искали ответы.

— Это проблема госзакупок и бюджетного процесса. Здесь действительно есть много нерационального. В рамках «Стратегии-2020» предлагаем уточнения и того и другого. Проблемы 94-го закона применительно к науке. Кстати, в этом господин Навальный обвинил Ярослава Ивановича Кузьминова, у них была большая дискуссия. Мы действительно предлагаем улучшения.

— И проблема бюджетного процесса — мы каким-то путем должны уйти от того, что бюджетные деньги должны быть потрачены до конца бюджетного года. Иначе это провоцирует нерациональность.

"Газета.Ru"

— Большое спасибо за ваши ответы. Что бы вы хотели в заключение пожелать нашим читателям?

— Задавать мне вопросы и дальше.

56

Владимир, добрый день, скажите какие активы по Вашему мнению будут наиболее интересны для инвестирования на ближайшие 3 года? Какие отрасли экономики РФ недооценены рынком в настоящий момент? // Константин, студент Ростов-на-Дону

55

Владимир Александрович, я сам 1969г. рождения, а политикой интересуюсь с детства и я помню как с конца 70-х при всеобщем дефиците, начиная с самых простых продуктов питания, джинсами и кроссовками и заканчивая жильем, ЦК КПСС одну за другой запускали программы: продовольственная, по выпуску современной обуви, жилищная и т.д. Но ничего не менялось к лучшему. Что происходит сейчас? Тоже сплошная кампанейщина: борьба с коррупцией, а она все крепчает, доступное жилье, а оно все недоступней, реформа энергетики, ЖКХ, образования, медицины, сейчас наконец модернизация, я уж боюсь не окажемся ли мы в каменном веке модернизируясь. Но зато люди стоящие во главе этих реформ очень не плохо приподнимаются. Когда наконец руководство страны поймут, что без конкуренции в политике невозможно создать конкурентноспособную экономику с развитыми рыночными механизмами. Как вы думаете это понимает наш правящий тандем и они вообще внушаемы или они в целях собственной безопасности не пойдут на политические реформы, а значит все будет загнивать и дальше? // Евгений

54

Какие меры предлагаете в"Стратегии" по реанимации высшего образования. Уровень подготовки студентов находится в угрожающем состоянии. Еще несколько выпусков и специалистов - инженеров придется "заманивать в Россию, как инвесторов. // geotehnolog

53

Вопрос простой, но вы не ответите на него. Когда незнакомые взрослые люди в нашей стране начнут друг другу улыбаться ? // Анатолий

52

Уважаемый Владимир Александрович, реализовать любую стратегию можно, только имея образованные кадры. Прорабатывается ли в разрабатываемой "Стратегии" вопрос новых современных знаний по хайтековским технологиям для молодежи? Сколковы -- это хорошо, но учить самому современному можно и нужно сейчас и с помощью ведущих мировых спецов. Нынешняя система образования реформируема? // Виталий

51

За 12 тысяч последних лет сменилось много цивилизаций на Земле. За это же время выведено из строя 2 млрд.га из 3 млрд.га пахотных и пригодных для возделывания продуктов питания земель. Все цивилизации, сменившиеся и "умершие" за эти годы, имели одну общую для всех причину - крайнее истощение почвы и голод. Нет нужды говорить, в каком ужасающем состоянии живет народ деревенский в России. Я полагаю, что если цивилизация "советский народ" успела просуществовать 80 лет, то наша теперешняя - на грани исчезновения уже сейчас. Может быть не надо пока лететь на Марс? Спасите от геноцида нашу деревню сначала, А? // Вася

50

Владимир Александрович, будут ли в стратегии какие-то предложения по трудовому и миграционному законодательству? Какие? // Василий

49

Владимир Александрович. Как Вы думаете, не лучше для российской экономики было бы вместо кредитования строительства за рубежом АЭС использовать эти средства на сооружение на территории страны нефтеперерабатывающих или химических заводов? // Александр

48

Здравствуйте, Владимир? Какие изменения вы внесли в стратегию? Пока главной новацией выглядит предложение изымать и перераспределять сырьевую ренту в пользу более технологичных отраслей. Как вы предполагаете это делать? Рента продолжит поступать в бюджет, а чиновники будут решать, каким бизнесменам и предприятиям эти деньги надо раздать? Тогда где критерии? Или вы предлагаете переделать налоговую систему: с нефтянки брать больше, а с машиностроения, допустим, меньше? Расскажите подробнее, пожалуйста. // Наталья

47

Добрый день. Нашу страну "В мирное время постигла деиндустриализация невиданной глубины и масштаба". Наш абсолютно мародерский крупный "бизнес" в индустрию не пойдет, да и задачи там не только для бизнеса - профобучение, НИР/ОКР и т.д. Какие возможности решения этой проблемы видите Вы? // Михаил

46

Владимир Александрович, не так давно министр финансов Алексей Кудрин говорил о том, что у нас за последние годы было написано несколько десятков стратегий. Но вот что-то результатов не видно. Так чем же будет отличаться "Cтратегия-2020", над которой вы работаете? // Александра

45

Владимир Александрович, доброго вам дня! Что вы думаете о докладе Центра стратегических разработок? Согласны ли вы с его выводами? // Кирилл

44

Владимир Александрович, здравствуйте! В своих выступлениях и колонках Вы говорите о том, что власти должны перейти от стимулирования спроса к стимулированию предложения. И в этом случае произойдет та самая модернизация и инновации, а российские товары будут конкурентноспособными. Но не кажется ли Вам, что при высоких ценах на нефть властям сложно будет перейти к стимулированию предложения, даже несмотря на действия отдельных чиновников? Согласны ли Вы с тем, что модернизация российской экономики может произойти только при сохранении низких цен на нефть на протяжении достаточно долгого времени? Спасибо! // Ольга

43

Владимир Александрович, добрый день! В стратегии-2020 речь идет только об экономической жизни или же будет охвачена и политическая? Спасибо! // Илья

42

1. Владимир Александрович, как вы относитесь к проблеме безработицы в нашей стране. Неужели в такой большой по размерам стране с маленьким населением может она существовать. Проблема, по моему, в низких зарплатах по существующим вакансиям. У нас любят говорить про низкую производительность, но при этом, количество чиновников растет с их зарплатами и комфортным обеспечением. на европейском и даже выше уровне. Может все привести в соответствии. Мы не такая богатая страна, чтобы чиновники ездили на мерседесах, и сидели в кабинетах с эксклюзивной мебелью а шахтеры при этом получали по 15 тыс. р. , а сколько тех с 3-5 тыс. зарплаты? 2. Когда закончатся декларации и начнется реальное прирастание России Сибирью или мы в ближайшее десятилетие станем свидетелями прирастания Китая Сибирью, а Москва станет самым большим мегаполисом в мире с населением 100млн.? 3. Когда государство повернется лицом к малому и очень малому бизнесу? Сколько можно об этом заявлять и затягивать удавку все туже и туже. До коли??? Что это за реформы, которые ведут нас назад? Спасибо. // Евгений

41

Владимир Александрович, как вы пытались реализовать доктрину конституционной экономики в Стратегии-2020? // Артем

40

Уважаемый Владимир Александрович как известно у нас много везработных в Европейских странах дают предусмотренные Законом пособия это нормално у нас к сожалению ето не принято Мы можем дат Миллиардный кредит Уругваю возможно целесобразный политически но не учитывющий внутренние сложные взрывоопасные колизии дающие опозиции серезные основания для критики правителства и президента Ваша стратегия должна это учест у нас Капитализм и поэтому экономическая Стратегия это прежде всего Капиталистическая стратегия такой же должна быт и тактика .Михаил // Михаил

39

Владимир Александрович ! России нужен новый стольный Град ? Столицу России за Урал -в Сибирь ? И уже от этой отправной точки все инновации и модернизации ? "В ближайшее десятилетие вопросом №1 станут инновации в госуправлении, обновление моделей государственного устройства. То есть это будет совершенно невиданное прежде явление, своеобразный кризис современной цивилизации, который затронет основы человеческого развития." Перенос столицы РФ за Урал, в Сибирь - наш ответ на вопрос № 1. Перенос столицы России за Урал - это вопрос реформ: Реформы политической системы; Реформ экономических взаимоотношений; формирования гражданского общества; свободы слова; Федеративных взаимоотношений;… // Артур Тушин

38

Владимир Александрович, не могли бы Вы объяснить, как были использованы 200 миллиардов долларов, выделенных на пооддержку банковской системы? // Александр

37

Господин Мау! Вы проводили реформы совместно с Гайдаром и Чубайсом в 1992-94 гг. (результат известен). Затем реформы 1997--2002 гг. (результат также известен). Вопросы: 1. Почему вас -- крупного специалиста в проведении провальных реформ -- опять привлекают к их проведению? 2. Вы надеетесь, что хотя бы с 3-го раза получится нас добить? // Алексей

36

Считаете ли вы что бизнес необходимо регулировать через саморегулирование? Согласны ли вы с господином Плескачевским, что репутация в России и материальная ответственность - это одно и то же, поэтому необходимы компенсационные фонды? // Галина

35

Моей компании 18 лет.Компания производственная,экспортоориентированная.Экспорт товаров собственного производства. Не считаете ли Вы что основным тормозом развития экономики нашей страны является укрепление собственногй валюты Возможно ли установление разного курса для сырьевых экспортеров и экспортеров промышленных товаров собственного производства // Андрей Федоров

34

Уважаемый Владимир Александрович! В связи с дефицитом уранового сырья на мировом рынке считаете ли Вы вероятным введение в 2011-2012 гг. Российской Федерацией экспортной пошлины на вывозимую за пределы страны ураносодержащую продукцию (например, на ядерное топливо для зарубежных АЭС)? // Петр

33

Uvagaemy Vladimir Alexandrovich Vash strategij eto perevod ekonomiki ot Syrevoy modeli k Industrialnoy dumay finansovyh nakopleniy dostatochno, chto by sdelat etot ryvok na kakie perspektivnye vidy promyshlennosti ona raschitana Aviazij,Kosmos, Mashinostroenie,Elektronika kak izvestno Vse podnjt na Gora ne Vozmogno ,no neobhodima modernizazij nashe tjsheloy Industrii,eto Xrebet Ekonomiki dumy neobhodimo v Vashey Programe-strategii udelit Sereznoe mesto Sibirskomy regionu,voobzhe lybaj strategij imeet Uspeh esli ona privjzana k konkretnomy Regionu i ego Chelovecheskomy Potenzialu,eto kak Voennaj Strategij. Mikail // Mikhail

32

Владимир Александрович, читали ли вы доклад ИНСОР, согласны ли с его выводами? Спасибо! // Юрий

31

Уже несколько лет в стране меняется модель управления отраслями экономики. Государство уходит от лицензирования и взамен вводит, например, в строительстве, обязательное саморегулирование. По сути -это вертикаль управления строительной отраслью. Во главе СРО сидят те же чиновники, только оплата их содержания за счет отчислений каждой строительной фирмы. Расходы бизнеса на получение допуска СРО (только лишь разрешения на труд) возросли в десятки раз. С рынка выбросили более ста тысяч малых предприятий, назвав это благом. Ввведние обязательных СРО приодит к устранению конкуренции, значительному повышению администраивного давления, удаления с рынка малого бизнеса. В чем благо для страны ТАКОГО саморегулирования? В СМИ множество публикаций о проблемах в строительной отрасли, введение института СРО обошлось бизнесу в 85 млрд (из докладаМинэкономразвития). Эти деньги были изъяты из оборота фирм в кризис. Регулирование заключается в ежегодных проверках на предмет наличия штата-офиса. Формализм, не имеющий никакого отношеия к качеству работ. Насколько экономически оправдана и эффективна такая вертикальная модель управления бизнесом, особенно малым, который заведомо ущемлен в СРО? Спасибо, если ответите. Потому создается впечатление, что тема саморегулирования сознательно замалчивается. Мнение малого бизнеса заглушают хвалебные речи руководителей СРО. // Tess

30

Уважаемый Владимир! В теории проектирования технических систем существует два подхода: каноническое и прототипное. В развитии социальных моделей все происходит аналогично. Нет сомнений, что политеческое руководство России выбрало в качестве прототипа самую демократичную из демократичных стран. Название ее известно. Короткие итоги ее развития за 200 лет: 30% молодежи безработные, государственный долг достиг астрономических размеров, половина Мира ее ненавидит, войны под флагом установления "демократии" стали "утренним завтраком", мафия жива, стрельба на улицах и учебных заведениях. Надеюсь услышать Ваш прогноз по развитию России, которая выбрала данный вектор развития. С уважением, координатор межвузовсrого проекта russika.ru В.Марунин // Валентин

29

Добрый день! Я думаю вы согласитесь что построение гражданского общества одна из важнейших и в то же время наиболее сложных задач стоящих перед РФ. Какие необходимые меры требуются предпринять государству со своей стороны для построения ГО за 10 лет? Возможно ли это? Большое спасибо! // m-city

28

Американское правительство в разгар финансового кризиса оказало помощь коммерческим банкам, оформив государственные долговые обязательства. Сегодня американские банки уже возвращают правительтву долг. Владимир Владимирович в аналогичной ситуации выделил 200 миллиардов долларов на поддержку банковской системы России. Более того, будучи с визитом в Индии, он многозначительно утверждал, что помощь пошла не только российским банкам. Не могли бы Вы прокомментировать, как обстоит дело с возвратом отпущенных банкам государственных средств? // Александр Кошкин

27

Владимир, Вы участвовали в заседаниях Аглицкого Клуба Москвы, который связан с Трехсторонней Комиссией. Также, некоторые из соавторов Стратегии (или члены института) являются членами Комиссии (Караганов, например) и других подобных организаций. Сама Комиссия создана Рокфеллером и цель ее не процветание, как официально заявлено, а укрепление власти мировой финансовой элиты. Что и происходит: члены Комиссии, созданной элитой, пишут программу действий для пр-ва страны (и других стран также). По-моему, это чистейший конфликт интересов с Вашей стороны, как гражданина РФ. Ведь, польза от власти элиты над страной сомнительна. Скорее, наоборот... Как Вы считаете? // Barakobamas

26

Дядя Вова, в одной передаче Вы сказали, что жадность-великий двигатель прогресса. Дядя Вова, а вот я сильно жадный а когда я стану богатым? // arafas

25

Что такое мауизм? Модная околоправительственная квазиэкономическая тусовка или претензия на что-то реально независимое и серьезное? // Рон

24

Владимир Александрович, здравствуйте. Как можно строить прогнозы развития России типа "Стратегии-2020" если политическая надстройка и власть уничтожили экономику как науку, как отрасль хозяйственной деятельности граждан, когда уничтожены и деформированы многие экономические законы и категории, например: планирование, зарплата, ценообразование и т.д. Леон. // Leon

23

Владимир Александрович, добрый день! Как вы оцениваете перспективы работы суверенного инвестфонда, о создании которого объявил президент? Достаточно ли $10 млрд, чтобы вернуть доверие иностранных инвесторов? // Алена

22

Здравствуйте! Прокомментируйте, пожалуйста, очередные потуги по вступлению в ВТО. Каковы с Вашей точки зрения плюсы и минусы этого события. // Natalia

21

Здравствуйте! Хотелось бы задать несколько вопросов касательно политики нашего государства. 1. Почему увеличиваются отчисления в пенсионный фонд практически в два раза, но предел остается таким же (разве что он был проиндексирован). Ведь это делает более дорогим рабочую силу, что очень сильно скажется на инновационных фирмах, на исследовательских институтах, где именно человек и его интеллект являются основными источниками "производства". Далее, будучи в пике карьерного роста люди получают очень хорошее жалование в месяц, но отчисления идут лишь с 40 тысяч (приблизительно если лимит разделить на 12), а под конец карьеры случается разное, и часто люди получают очень мало, и 34% это ничто, и в результате получаем очень маленькую пенсию. Какими моделями, какими принципами руководствовались люди, составляя такой закон? 2. Зачем нужна реформа милиции? Может полностью ее сразу отправить на rospil.info 3. Честно говоря, как студент экономического отделения, я так и не понял ЭКОНОМИЧЕСКИЕ выгоды перевода времени? Не могли бы пояснить? 4. Почему в данный момент законы все чаще и чаще принимаются без существенного (то есть разбора предпосылок, моделей, сравнения с другими моделями, эмпирического подтверждения) разбора? Ведь есть несколько институтов, такие как Институт Гайдара, которому можно было давать больше заказов на анализ, и не только ему, для вывода наиболее эффективного (с точки зрения благосостояния общества) решения. Связано ли это с тем, что парламент - сборище политиков, которое следует разбавить экономистами? 5. Какие Вы видите выходы, пути решения для проблем, сложившихся в электроэнергетике? Ведь правительство не хочет повышения цен в преддверии выборов, а инвесторы негодуют по этому поводу. 6. Правительство собирается вводить налог на недвижимость? Что будет являться налоговой базой? На сколько, по вашим оценкам, он будет обременителен для граждан? Будет ли взимаемый налог идти на восстановительные работы? (Как известно ЖКХ не справляется ни с ремонтом подъездов, ни лифтов и так далее) Или этот налог пойдет на быстрое заверешение строительства в Сочи? 7. Нужна ли нам образовательная реформа, которая заставит детей с детства специализироваться только в одной области и заставит родителей еще и платить за бесплатное образование? Как «реформаторы» дошли до идеи, что в старших классах не нужна математика («введение в анализ»), литература, русский язык, география и так далее? Не лучшим было бы позволить ребятам совмещать курсы и учебу: при посещении курсов по математики, разрешить меньше посещать уроков математики в школе (это только идея без соответствующих доработок). 8. Правительство только говорит, но ничего не делает для создания политической конкурентной среды. Правительство это так и оставит, или будет что-либо менять? Как Вы считаете, что оно могло бы сделать, чтобы стабилизировать политическую ситуацию? 9. Как Вы относитесь к ФЗ-94? Какие слабые и сильные стороны у закона? Какие изменения Вы бы внесли? Должен ли документ регулировать только закупку или исполнение, использование тоже? Должен ли это быть отдельные документ или несколько документов, регулирующие, например, отдельно закупки, отдельно использование, отдельно списание ? Как контролировать качество, как определить максимальную сумму, которую может потратить гос. орган для определенного качества (Bently конечно лучше ВАЗа по качеству, но это уже растраты гос. средств, а значит надо ограничить предел качества или сумму) 10. Не кажется ли Вам, что информационные терминалы стоят без дела в АНХ? Они расставлены по первому корпусу, и чаще простаивают без дела, так как актуальной информации там часто нет (расписания, например). Заранее спасибо! // Максим

20

1) Какие вузы Вы считаете конкурентами АНХ? В России и в мире? Чем отличается АНХ от ВШЭ? Крме возраста, конечно - имеется в виду профиль вуза? 2) Где бы Вы сами сейчас предпочли учиться - Экономике , Госуправлению или Менеджменту? 3) Каким Вы видите экономическое образование завтра? И будущее экономических вузов РФ? Не придется ли им трансформироваться в многопрофильные университеты, где изучают все - медицину, инженерное дело, гуманитарные науки, а нетолько экономику? 4) Считаете ли Вы нормальным сам факт существования экономического университета? Есть ли аналоги экономических университетов РФ за границей - сопоставимые по количеству обучаемых студентов? // читатель газета-ру

19

Глубокоуважаемый Владимир Александрович! Основу успеха любой стратегии составляет грамотная (во многих аспектах) операционализация. Когда спросят с правительства (и кто) за "эффективность" ее реализации?! С искренним уважением к АНХ и вам, выпускник Н. Гордеев. // Николай

18

Добрый день! У меня, как выпускника АНХ, которому интересна дальнейшая судьба академии, два вопроса: 1. Не так давно узнала, что АНХ теперь объединился с РАГСом. Не могли бы вы в 2х словах это прокомментировать, рассказать о причинах, изменениях итд? 2. Какая дальнейшая судьба ждет "стекляшку", находящуюся на территории АНХ? Собираются ли её сносить, реставрировать, или в ближайшее время она останется без изменений? Спасибо // Дарья

17

Владимир Александрович, на какую форму правления и политический строй ориентирована стратегия? // Егор

16

Уважаемый Владимир Александрович, выскажите, пожалуйста, своё мнение по таким вопросам: 1) возможно ли инновационное развитие экономики России без осуществления политической модернизации? Другими словами, возможно ли существенное повышение доли инноваций в ВВП в условиях повальной незащищённости права частной собственности, массовой коррупции, сращивания власти и бизнеса и, следовательно, инерционности мышления политического класса? 2) Кто, на Ваш взгляд, должен стать ключевым агентом построения инновационной экономики в России: государство или частный бизнес? 3) Поясните, пожалуйста, какой путь развития подразумевает стратегия-2020: инновационный или модернизационный (в смысле экономики догоняющего развития)? Заранее спасибо. // Леонид

15

Уважаемый Владимир Александрович, как вы оцениваете перспективу сотрудничества с ВШЭ. Являются ли они вашими оппонентами или же союзниками? Готовы ли вы также к публичным дебатам с Алексеем Навальным? // Aquilone

14

Владимир, кто по Вашему мнению руководит Россией? Д.Медведев, В.Путин или руководство Россией производится из за границы? // Филипп

13

Владимир Александрович, доброе время суток. Скажите, для того, чтобы искать стратегические пути для страны, надоо знать текущее состояние дел. В Росстате поменяли руководство, писавшее что - то не так. Информация от наших предприятий идет только когда их заставляют иностранцы (LSE и пр.). Половина экономических понятий в России не совпадают с такими же понятиями в мире. Например прибыль, расходы. Как Вы сориентировались в пространстве, как применили западные экономические теории и как будете отслеживать выполнение программы? // Андрей

12

Уважаемый Владимир, скажите, а целевые ориентиры в "Стратегии-2020" вы тоже будете рассчитывать исходя из цен на нефть? Спасибо. // Дмитрий

11

Владимир Александрович, здравствуйте! Какое место в "Стратегии-2020" отводится госкорпорациям? Сохранится ли такая форма и насколько она нужна российской экономике? Спасибо! // Василий

10

Уважаемый Владимир, сейчас наряду со "Стратегией-2020" обсуждается и будущее пенсионной системы, от которой зависит финансовая стабильность страны. Хотелось бы услышать ваше мнение по самым острым вопросам: об эффективности накопительной части пенсии, о необходимости повышения пенсионного возраста, о досрочных пенсиях. Спасибо! // Ольга

9

Владимир Александрович, заранее приношу свои извинения, если вопрос Вам покажется глупым. Но зачем нужна стратегия-2020, когда то, к чему мы должны прийти, давно известно? Об этом говорят и наши бизнесмены и эксперты, и западные компании и инвесторы: это частная собственность, которую защищает закон, в том числе и от государства, это правила игры, одинаковые для всех, это верховенство закона, независимая судебная система, отсутствие коррупции. // Виктор

8

Владимир Александрович, день добрый! Расскажите, пожалуйста, прорабатывают ли экспертные группы какие-то конкретные критерии, по которым будет оцениваться, как реализуется "Стратегия-2020"? Как вы думаете, какими могли бы быть эти критерии? // Егор

7

Владимир Александрович, здравствуйте! Хотелось бы узнать Вашу точку зрения в споре между Минфином и Минэкономики: возможно ли инновационное развитие России за счет сохранения дефицита бюджета до 2025 года, и почему? Спасибо за ответ // Светлана

6

Владимир Александрович, добрый день! Стратегия 2020 -- это видение России через 10 лет. А кто будет двигать страну к этому идеалу -- власть? бизнес? кто будет проводить структурные изменения? Спасибо! // Александр

5

Уважаемый Владимир! Объясните, пожалуйста, что дали стране разнообразные стратегии, которые регулярно пишут ведомства и эксперты по заказу политиков? Да, в них по большей части говорятся правильные вещи, они дают пищу для ума экспертам и будят некую дискуссию среди узкого круга заинтересованных лиц. Но каков сухой остаток от этих работ, начиная с труда ЦСР, который писал предвыборную программу Владимиру Путину и до стратегий 2012, 2020 и т.д.? В некой логичной и очевидной последовательности происходят лишь политические и некоторые экономические преобразования, направленные на централизацию власти. Все остальное - хаотичный набор действий, зависящий от наличия в стране денег и личных интересов определенных групп. Вот и вся стратегия. А про такие вещи, как независимость судебной системы, за последние десять с лишним уже стало просто скучно слушать. Убедите меня, что я ошибаюсь. // Олег

4

В декабре прошлого года на сайте "Роспил" был вывешен один из конкурсов АНХ. В этом конкурсе академия заказывала выполнение научно-исследовательской работы по теме «Анализ региональных аспектов повышения конкурентоспособности экономики» для государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Академия народного хозяйства при правительстве Российской Федерации». Цена контракта 9,2 млн руб. Согласно этому конкурсу, на все работы по "Анализу региональных аспектов повышения конкурентоспособности экономики" даётся ровно два дня. Владимир, ответьте, пожалуйста, конкурс был признан несостоявшимся потому, что в стране не нашлось ни одного человека, который смог бы за 2 дня освоить такие деньги, или, как это подозревает Алексей Навальный, организация, которая уже имела на руках готовую работу, скрылась, когда конкурс получил скандальную окраску? Если верен первый ответ, то почему вы давали всего два дня на такую работу, а если верен второй ответ, то не подскажете ли вы, какой именно исполнитель должен был выиграть этот конкурс? // Игорь

3

Как повлияет ситуация катастрофа в Японии и война в Ливии на предстоящие IPO российских компаний? В этом году планируют размещение «Яндекс», «Евросеть», «Номос-банк», летом также должно пройти SPO «Ростелекома». // Артур

2

Стратегия-2020 - это стратегия Путина или стратегия Медведева? // гер

1

Целесообразно ли менять правительство в марте? // стратег