Забрать у Путина мигалку

Фото: CI
Ограничение использования мигалок и «крякалок» — самый популярный лозунг акций протеста российских автомобилистов. У власти эта идея энтузиазма не вызывает, и удел проектов секвестрования дорожных привилегий — пылиться на столах чиновников. Вероятно, то же ждет новый проект, предлагающий снять мигалку даже с президентского лимузина.

В Госдуму внесен очередной законопроект, направленный на существенное ограничение использования спецсигналов — мигалок и «крякалок». «Чиновники носятся на своих спецмашинах, игнорируя правила дорожного движения и создавая аварийные ситуации, в результате которых страдают обычные люди, — считает автор законопректа депутат Виктор Похмелкин. — Если бы губернатору Евдокимову не была положена мигалка, Щербинского не признали бы виновным в той аварии». Правила дорожного движения дают машинам, оборудованным спецсигналами, неограниченное преимущество. Им нужно уступать дорогу, они могут не соблюдать правила, а с Нового года их даже нельзя обгонять. «Я понимаю, почему нельзя обгонять или мешать «скорой помощи», но почему люди должны уступать дорогу какому-то чиновнику?» — возмущается Похмелкин.

Он предлагает разрешить «мигать» и «крякать» только машинам оперативных служб, на которых нанесена цветографическая раскраска, — «скорой помощи», пожарной охране и милиции. «В самое застойное время на все республики СССР было 124 машины со спецсигналами, а во многих странах мигалки не ставят даже на машины первых лиц государства. Например, нет мигалок ни у президента США, ни у английской королевы», — говорится в пояснительной записке к законопроекту.

По мнению депутата, президенту России тоже не нужны спецсигналы — ведь его все равно сопровождают милицейские машины ФСО.

Депутатские «флаговые» номера Похмелкин предлагает пока оставить. «Спецномера по закону не дают никаких преимуществ на дороге, они просто позволяют чиновникам чувствовать себя в привилегированном положении, которое им так необходимо», — язвит Похмелкин.

Проекты законов, которые должны в той или иной степени сократить использование спецсигналов, возникают из недр законодательной власти регулярно. Только депутат Похмелкин предлагал уже несколько. Аналогичный внесенному в среду проект Госдума отклонила меньше года назад. Депутаты не захотели отказываться от своих преимуществ на дороге. «Из 450 депутатов 330 воспользовались правом поставить спецномера и мигалки на личный автомобиль, а еще 60 — на служебный», — рассказывает Похмелкин. Сейчас, когда автомобилисты протестуют против использования спецсигналов, он надеется, что его закон может пройти.

В декабре прошлого года в Госдуму был внесен еще один, гораздо более лояльный к привилегиям закон о мигалках. Его автор депутат от «Единой России» Александр Лебедев предлагает лишить спецсигналов депутатов, но оставить их довольно большому количеству ведомств и чиновников. В списке лиц, имеющих право ездить по встречке, и президент, и министры, и сотрудники министерств, и губернаторы. Но, как сообщил «Газете.Ru» источник в Госдуме, даже этот закон сейчас собирает исключительно отрицательные отзывы. «Лебедев специально предложил лишь слегка ограничить использование мигалок, чтобы не пугать коллег.

Но депутаты категорически не хотят расставаться со своими спецсигналами. Значит, и закон не примут, пока руководство партии не скажет», — сказал источник.

По мнению нашего собеседника, у проекта Похмелкина «шансов просто нет»: «Мало того что автор проекта не член партии, чего уже вполне достаточно, чтобы отклонить закон. Так еще и меры, которые он предлагает, слишком радикальны».

Пока депутаты держатся за свои номера и спецсигналы, по Москве продолжают ездить тысячи машин с незаконно установленными мигалками. По неофициальным данным, в столице только настоящих «знаков отличия» выдано около 20 тыс. Естественно, в таком потоке проехать с «левой» мигалкой незамеченным довольно просто. «Если бы мы отменили все эти лампочки-мигалочки, ловить нарушителей было бы легче. Каждая машина с нестандартным номером была бы под подозрением», — считает Похмелкин.

Весной прошлого года и был принят закон, ужесточающий ответственность за незаконно установленные спецсигналы. Но представители ГАИ не могут точно сказать, изменилась ситуация или нет. «Статистику по конфискованным спецсигналам мы не ведем. И специально никто это направление не отслеживает», — сказали в пресс-службе ГАИ России.