Gazeta.ru на рабочем столе
для быстрого доступа
Установить
Не сейчас

Легкие сделать легко

Легкие для трансплантации можно будет получать из собственных клеток пациента

Сделан первый шаг для получения искусственного легкого из собственных клеток пациента: ученым удалось получить функциональные клетки легких и дыхательных путей из фибробластов кожи человека. Проблема, которая состоит в том, что легкие плохо приживаются при трансплантации, может быть решена.

Соответствующая работа опубликована в журнале Nature Biotechnology специалистами Медицинского центра Колумбийского университета .

Исследователи подобрали условия и факторы, которые превращают плюрипотентные, то есть малоспециализированные, клетки в клетки — предшественники легких и дыхательных путей. А плюрипотентные клетки, в свою очередь, получили из клеток фибробластов кожи. Судя по биохимическим маркерам, исследователям удалось получить из клеток-предшественников функциональные клетки легких и дыхательных путей шести типов, в том числе базальные, бокальчики, клетки мерцательного эпителия, альвеолярные клетки первого типа, участвующие в газообмене, и альвеолярные клетки второго типа (АКII), которые синтезируют и выделяют сурфактант — субстанцию, которая смазывает поверхность легочных альвеол и не позволяет им слипаться. Эти же клетки участвуют в восстановлении механических повреждений легочной ткани.

Полученные результаты исследователи планируют использовать для получения клеточных моделей легочных заболеваний, связанных с дефицитом сурфактанта, аденокарциномы легких и идиопатического легочного фиброза, в развитии которого предположительно большую роль играют АКII.

Это тяжелейшее заболевание, связанное с повреждением и утолщением стенок легочных альвеол, приводящее к необратимому прогрессирующему снижению функции легких.

Настоящих причин развития этой болезни никто не знает, и лечить ее не умеют. В тяжелых случаях пациенту может помочь только пересадка легких. Ученые планируют исследовать молекулярные механизмы возникновения идиопатического легочного фиброза и других заболеваний дыхательной системы и подобрать для них эффективные лекарства. Еще одно возможное использование новой технологии — исследование развития легких человека.

Поскольку методика позволяет получить из клеток кожи клетки большинства типов дыхательной системы, ученые надеются с ее помощью решить коренную проблему трансплантации: получение искусственного легкого из собственных клеток — предшественников пациента.

Эту технологию исследователи разрабатывают совместно со специалистами кафедры биомедицинской инженерии Колумбийского университета.

Первые эксперименты ученые провели на фрагментах легкого человека толщиной всего 2 мм. Их обработали ферментами, которые удаляют все клетки, оставляя только каркас легкого, не поврежденный механическими воздействиями. Этот каркас, помещенный в питательную среду, заселили клетками — предшественниками легких, которые успешно там делились, дифференцировались и синтезировали необходимые функциональные белки.

В дальнейшем исследователи планируют выращивать по этой технологии целое легкое из собственных клеток пациента, что решит проблему отторжения трансплантата, но это дело далекого будущего.

К настоящему времени наука добилась успеха в превращении стволовых клеток человека в клетки разных органов и тканей. О некоторых из этих успехов писала «Газета.Ru». Из стволовых клеток сделали клетки печени, мышцы, кровеносные сосуды, слезные и слюнные железы и даже нейроны и клетки внутреннего уха. Получение клеток легких и дыхательный путей — последний штрих, дополняющий картину потенциальных возможностей регенеративной медицины.

Французский профессор Бланшар: протекционистские меры США грозят торговой войной с ЕС