Пенсионный советник

Женщины хотят быть целыми

В мире растет движение против калечащей практики женского обрезания

Ника Котова 29.07.2013, 10:15
Joe Penney/Reuters

Все больше женщин в мире выражают несогласие с практикой женского обрезания, все меньше женщин подвергаются этой болезненной процедуре, говорится в отчете, опубликованном ЮНИСЕФ. Число женщин, не поддерживающих эту практику, растет даже там, где она еще широко применяется.

Сегодня в мире живут 125 миллионов женщин и девочек, подвергнутых процедуре женского обрезания, или циркумизации. Эта практика распространена во многих традиционных культурах, главным образом в африканских странах и в нескольких странах Ближнего Востока. Полагают, что традиция появилась еще 3 тысячи лет назад. По крайней мере, этот обычай был широко распространен в древнем Египте, такой операции подвергали также рабынь Древнего Рима, чтобы подавить их сексуальность.

Существует несколько вариантов нанесения увечий женским гениталиям: от обрезания клитора до полного удаления половых губ со сшиванием раневых поверхностей – последняя, самая радикальная, операция носит название фараоново обрезание. Чаще всего ее проводят девочкам, в разном возрасте, в зависимости от особенностей культурных традиций. Основная цель ритуала – контроль над женской сексуальностью, обеспечение целомудрия и верности, в ряде стран он рассматривается как инициация во взрослую жизнь. Иногда причинами служат эстетические мотивы: наружные гениталии женщины считаются неприличными, грязными. Кое-где существует поверье, что если не удалить клитор, из него вырастет мужской половой член.

UNICEF

Обрезание часто проводят по религиозным мотивам, хотя нигде, в том числе в Коране, оно не постулируется и ни в одной религии не считается обязательным.

ЮНИСЕФ (Детский фонд ООН) опубликовал отчет, в котором содержится статистический обзор и исследование динамики циркумизации в 29 странах Африки и Ближнего Востока. В него вошли данные 74 национальных исследований, проведенных за 20-летний период. К числу 29 стран относятся не только африканские страны, но и страны Ближнего Востока, такие как Ирак и Йемен.

При этом в 26 странах Африки и Ближнего Востока женское обрезание законодательно запрещено.

В их числе 24 страны, которые входят в 29, вошедших в отчет ЮНИСЕФ, где оно распространено, несмотря на запрет. То есть законодательное регулирование в данном случае не слишком влияет на традиционную практику.

Доля женщин, подвергнутых циркумизации, очень различается в разных странах. Например, в Сомали – 98% женщин, в Гвинее – 96%, в Египте – 91%, в Мали – 89%, в Судане – 88%, в Гамбии – 76%, в Эфиопии – 74%, в Гвинее-Бисау – 50%, в Чаде – 44%, в Кении – 27%, в Нигерии – 27%, в Йемене – 23%, в Танзании – 15%, в Бенине – 13%, в Ираке – 8%, в Того – 4%, в Камеруне – 1%, в Уганде – 1%.

По подсчетам специалистов, в следующем десятилетии еще 30 миллионов девочек ожидает такая судьба.

Обрезание проводят в разном возрасте, например, в Мавритании большинство операций проводят месячным девочкам, в Джибути — в возрасте 5–9 лет, в Центральной Африканской Республике в 11–15 лет. Чаще всего операцию проводят не медицинские работники, а традиционные исполнители, соответственно, проводят на дому, в антисанитарных условиях и без анестезии.

Вот еще некоторые факты из национальных отчетов. В Сомали у 63% девочек выполняется радикальное удаление гениталий с зашиванием (фараоново обрезание). В Йемене 97% операций происходит на дому.

В Египте 77% операций обрезания выполняются медицинскими работниками. Притом, что в Египте эта процедура законодательно запрещена, это делается под предлогом якобы медицинских показаний.

В Ираке практика обрезания распространена в определенных областях, где живут курды. В Того обрезаны 21% мусульманских девушек и женщин по сравнению с 1% христианских. В Нигере соотношение мусульманских и христианских обрезанных женщин — 55% и 2%. В Гане обрезаны 60% женщин в возрасте 45–49 лет по сравнению с 16% девушек в возрасте 15–19 лет. Это наглядно демонстрирует снижение данной практики в наше время.
Как подчеркивает Эфуа Доркеноо, активист движения за права женщин, поскольку большинство операций делается на дому, грубыми инструментами и без анестезии, они сопровождаются сильной болью, большой потерей крови, занесением инфекции.

Нередко девочки после операции умирают. Специалисты не знают точного числа смертельных исходов, так как это часто случается там, где смерти не регистрируются.

Но в разговорах с семьями почти всегда упоминается о случаях смерти в семье по этой причине. Если девочка выживает, она потом испытывает боль при половой жизни, теряет сексуальную чувствительность и часто испытывает трудности при родах. Из-за операции могут развиваться кисты, келоидные рубцы. Естественно, девочка получает сильную психологическую травму, так как насилие над ней совершается по инициативе и с одобрения семьи.

Как отмечают специалисты, там, где обрезание считается социальной нормой, над женщинами довлеет ожидание общества, что они должны это сделать. Даже если у них нет желания, они подвергают этой операции своих дочерей, потому что «так принято», потому что общество от них этого ожидает.

Вместе с тем, основной вывод отчета ЮНИСЕФ заключается в том, что во многих странах число операций резко снижается. Более чем вдвое оно снизилось среди девочек-подростков в Бенине, Центральной Африканской Республике, Ираке, Либерии и Нигерии.

«Почти во всех странах, где были проведены исследования, большинство девушек и женщин, которые прошли через эту процедуру, не видят пользы от нее и считают, что эту практику надо отменить,

— говорит Клаудиа Каппа, специалист по статистике и мониторингу ЮНИСЕФ. – Многие матери сознают, что при проведении операции их дочерям те могут умереть».

Специалисты говорят об удивительной диспропорции между отношением к обрезанию и его применением на практике. Даже в странах, в которых большинство девушек и женщин обрезаны, большая часть жителей не поддерживают эту практику. В Сомали таких женщин 33%, в Гвинее – 19%, в Египте – 35%, в Мали – 20%, в Судане – 53%, в Гамбии – 28%, в Эфиопии – 63%, в Гвинее-Бисау – 56%, в Чаде – 36%, в Кении – 86%, в Нигерии – 89%, в Йемене – 48%, в Танзании – 92%, в Бенине – 93%, в Ираке – 88%, в Того – 89%, в Камеруне – 84%, в Уганде – 83%.

Вот еще некоторые факты. В Мали у 58% девочек, которым выполнили обрезание, матери, тем не менее, не поддерживают эту практику. В Судане женщины и девушки без образования в четыре раза чаще поддерживают процедуру обрезания, чем образованные; в Эфиопии разница в восемь раз. В Буркине-Фасо 76% женщин подвергнуты обрезанию, но только 9% считают, что оно должно продолжаться. В Кении 59% женщин, подвергнутых обрезанию, не видят никакой пользы от этого.

В отчете отмечаются несколько ключевых шагов, необходимых для того, чтобы остановить эту практику. Очевидно, что законодательного регулирования недостаточно. Чтобы изменить общественное мнение, нужно говорить об этом, и говорить громко.

Главное, считают специалисты, создавать поддержку настрою против обрезания, чтобы те семьи, которые выступают против него, видели, что они не одиноки.

При создании такой поддержки возникает цепная реакция отказов.

Специалисты считают, что потребуются еще десятилетия для того, чтобы эта практика окончательно исчезла. Хотя по сравнению с ее тысячелетней историей это совсем небольшой срок.