25 октября 2021

 $65.52€70.98

18+

ЭКОНОМИКА РОСТА

Георгий Аликошвили: «Мы нашли то, что дает рост прибыли»

Гендиректор PONY EXPRESS – об интернет-покупках россиян, монополии на выдачу шенгенских виз и о том, когда «постучат снизу»

Фотография: sendit.ru

В 2015 году россияне получат из зарубежных интернет-магазинов 110-120 млн посылок. Интернет-торговля стала точкой роста для бизнеса и инструментом антикризисного выживания для потребителей. Но власти в России и в Евросоюзе недооценивают значимость логистики и визовых услуг, считает гендиректор группы компаний PONY EXPRESS Георгий Аликошвили.

— В названии компании заложено некоторое противоречие: пони, маленькая лошадка, она не может доставить груз быстро, как экспресс…

— У меня была коллега англичанка, она увлекалась конным поло. Рассказывала, что у нее 17 пони. Я спрашиваю: как же ты играешь в поло на пони, они же маленькие? Нет, что ты, говорит, это не те пони, это кони. Выносливых и быстрых лошадей, на которых играют в поло, в Англии и в Америке называют пони. Поэтому пони – не только маленькие лошадки. PONY EXPRESS – легендарная почтовая служба, которая появилась в Америке конца 19 века, когда еще не было железной дороги, соединившей позднее западное и восточное побережья страны.

Дорогу построили, почтовые лошади стали историей, а бренд продолжает жить.

— А насчет экспресса поясните. Как быстро доставляете посылки?

— В классическом понимании – это overnight, на следующий день, за сутки. Если трактовать расширенно, экспресс – это оперативная доставка в ближайший возможный день.

— А в масштабах России это правило тоже работает?

— Работает, поскольку 90% отправлений доставляется в крупные города с помощью авиаперевозок. Мы одни из самых крупных в России покупателей квот у авиакомпаний. Перевозим экспресс-грузы в багажных отделениях коммерческих рейсов авиакомпаний.

— Если я, например, отправляю из Калининграда посылку во Владивосток…

— Туда груз поступит утром следующего дня, а уже к вечеру доберется до получателя.

— Сколько у вас отправлений в сутки?

— Около 40 тысяч.

Ежедневно только через московский транспортный узел PONY EXPRESS перевозит более 100 тонн грузов.

Причем 60% из этого – почтовые отправления весом менее 2 кг.

— Чем, собственно, PONY EXPRESS лучше конкурентов?

Прежде всего – комплексным подходом и гибкостью в решении логистических задач наших клиентов. Еще недавно PONY EXPRESS была только компанией экспресс-доставки. Но в прошлом году мы существенно расширили спектр наших компетенций. Начали активное развитие складского бизнеса, грузоперевозок, разработали ряд отраслевых решений полного логистического аутсорсинга. А сделали мы это потому, что сегодня именно широкой компетенции требует рынок. Бизнесу больше не нужно, чтобы одна компания хранила груз на складе, другая организовывала грузоперевозки, третья – экспресс-доставку. Такая цепочка усложняет контроль за процессом и повышает его стоимость. Поэтому мы приняли решение сделать PONY EXPRESS универсальным логистическим оператором. Наша задача – максимально полно покрывать потребности клиентов в логистических услугах.
Если же говорить о конкуренции непосредственно в бизнесе экспресс-доставки, то тут преимущества понятны – в лидерах тот, кто максимально оперативно и за меньшие деньги доставит груз из точки А в точку Б. Благодаря развитой филиальной сети у нас очень хорошие цены и отличный показатель транзитного времени по всем ключевым направлениям, как по России, так и за рубеж. А по некоторым направлениям мы однозначно быстрее всех.

— Если вы доставляете быстрее других, значит, услуги у вас дороже?

— Далеко не всем нашим клиентам важно доставить быстро, часто приоритет – доставка вовремя, к определенному времени. А цены у нас весьма конкурентные. Широта регионального присутствия и качественная операционная платформа позволяют вести эффективную ценовую политику. Выгодно и клиентам, и нам.

— Это шутка или правда, что логистика в России неразвита настолько, что в некоторых случаях выгоднее отправлять груз из Иркутска во Владивосток через Москву?

— К сожалению, это так.

Россия так организована – здесь вся логистика сосредоточена в Москве. Все идет через Москву. Но ситуация меняется.

Происходит переход от централизации к региональности. В связи с кризисом идет он медленно. Пока существует дефицит региональной логистической инфраструктуры. Мы работаем в этом направлении. Развиваем межрегиональные перевозки. Два важнейших хаба сделали: в Москве и Питере. И еще планируем. Всего нам надо семь хабов в регионах. Прежде всего - Владивосток. Под него уже и проект есть. Кроме того, в планах обновленные логистические терминалы в Нижнем Новгороде, Ярославле, Самаре, Ростове-на-Дону и Казани.

— Сейчас рынок доставки конкурентный?

— Рынок был поделен еще в 90-х. В начале двухтысячных рынок уже полностью сложился, но сейчас у него появляется новое дыхание и новая трансформация.

— Онлайн-торговля?

--Да, онлайн. Интернет-торговля – это однозначно точка роста. Мы нашли то, что дает рост прибыли, и активно развиваем сотрудничество с сегментом e-commerce. Там пока далеко не везде классические экспресс-сроки, хотя и в сегменте e-commerce уже сегодня мы доставляем за два-три дня. Зато в доставке для интернет-магазинов появляется большое количество новых для нашей индустрии нюансов. Это наложенные платежи, частичный возврат товара, примерка. Мы начали оказывать нашим клиентам, интернет-магазинам, услугу «торговый представитель», и она весьма успешно продается. Судите сами: курьер, который доставляет товар, в e-commerce становится единственной точкой «живой» коммуникации магазина и покупателя. Поэтому наш курьер становится торговым агентом продавца и может напрямую влиять на количество возвратов. К примеру, заказывает женщина два платья – красное и желтое. Очень часто именно курьер убеждает ее, что оба наряда ей к лицу, и помогает интернет-магазину избежать возврата. Есть много нюансов. Интересных для бизнеса, для конкуренции, для развития.

— Но рубль же просел к доллару и, вроде, подкосил всю интернет-торговлю.

— Далеко не всю. Знаете, как некоторые делают? Идут в ГУМ, в бутик какой-нибудь, выбирают, меряют, например, прекрасные ботинки за 500 евро. Определившись с моделью, заказывают точно такую же в российском интернет-магазине за 400 евро, ну или в европейском за 300 евро. Кстати, внутренний рынок онлайн-торговли в денежном выражении сейчас больше, чем трансграничный. И этот рынок растет. В зарубежных онлайн-магазинах средний чек по итогам этого года может снизиться с $30 до $25–27. А в магазинах рунета средний чек вряд ли будет меньше $70.

Телепортации не боимся

— Но сейчас даже у китайцев стало дорого покупать, им же тоже доллары нужны. Разве нет?

— В Англии стало дорого, в Америке стало дорого, во Франции стало тоже как-то не очень дешево. Но вот насчет Китая не согласен.

Сейчас расцвет китайской торговли. И неважно, что товары номинированы в долларах, если вы переведете цену в рубли, это все равно значительно дешевле, чем где бы то ни было.

Направление из Китая в Россию растет двухзначными темпами. По данным НАДТ — Национальной ассоциации дистанционной торговли — в 2014 году россияне получили из зарубежных интернет-магазинов около 75 млн посылок. В этом году их может быть уже 110 - 120 млн. Причем на три четверти это товары из Китая.

— Странно…

— В России немало городов, где люди не охвачены качественными ритейловыми услугами. У них нет доступа к товарам, к которым мы привыкли в Москве. По адекватной цене вы не можете где-нибудь в Нижневартовске купить нужный товар. А интернет-торговля – это реальный выход из положения.

Половина всех товаров из Китая идут именно в российскую провинцию, остальную половину поглощают Москва и Питер, где кризис заставил многих задумываться об экономии.
Те, кто раньше покупал в США и Европе, стали клиентами китайцев. А мы все это возим. От диванов до косметики и пластиковых тазиков.

— А офлайн-магазины в крупных городах скоро отомрут?

— Всегда будет человек, который хочет прийти своими ногами в магазин, для него шопинг – это шоу, развлечение и времяпровождение.

— Но крупные ритейлеры обзавелись интернет-торговлей и через сайты свою доставку грузов развивают. Поджимают вас?

— Нет, напротив, мы в этот тренд вписываемся как подрядчики. Ритейлерам партнерство с нами выгодно. Если вы ритейлер и отдали на сторону доставку груза, это ваши переменные издержки. А если построили логистику внутри – постоянные. Потому что сегодня вы продали тысячу телевизоров, а завтра - только два. А если вы завтра продали два, то толпа ваших водителей будет нервно курить у офиса, без работы. Еще и менеджмент накостыляет.

— Я понял, ваш бизнес подорвет только телепортация…

— И телепортация не подорвет. Будем владельцами этих телепортов. И будем снова на коне. Для телепортации в любом случае нужна точка входа, точка выхода. Надо, чтобы кто-то в эти точки осуществлял доставку и выгрузку.

Партнеры немецкие, швейцарские, ближневосточные …

— Сколько регионов охвачено вашими услугами?

— Все. И это не только областные центры. Во всех значимых населенных пунктах мы присутствуем. Это более 200 городов.

Региональная сеть PONY EXPRESS покрывает 95% населения России.

Кроме того, наши клиенты – и в ближнем зарубежье. У нас есть присутствие в Украине, Белоруссии, Казахстане, там наши собственные компании. И есть агентская сеть. Это Закавказье, страны Средней Азии.

— Геополитические риски чувствуете?

— Нет. Мы занимаемся бизнесом, а не политикой. PONY EXPRESS – международная компания. У нас есть партнеры в разных странах. Среди них есть китайские, немецкие, швейцарские, английские, ближневосточные…

— И даже с Украиной нет проблем?

— Нет. И мы их не предвидим. Выход есть всегда, если захотеть его найти и много работать. Помните, была ситуация: Россия запретила полеты в Грузию. Ну, запретили. Что придумал авиаперевозчик? Самолет сначала летел по маршруту «Москва – Ереван», садился на 15 минут в Ереване. Из самолета никто не выходил. Потом он взлетал и летел рейсом «Ереван – Тбилиси». Людям все равно надо жить, ездить, летать, отправлять посылки, получать почту. А дурные политические телодвижения – они никому пользы не приносят.

След от фуражки

— Раз уж мы заговорили о границе. Таможня участвовала в реализации дорожной карты Агентства стратегических инициатив и отрапортовала, что у них все процедуры прохождения грузов через границу упростились, стали прозрачными, бумажный документооборот уменьшился…

— Это они хорошо отрапортовали. На самом деле, это в основном касается отправлений категории В2В. Но есть еще очень большой и быстрорастущий сегмент трансграничной торговли В2С, и здесь, на наш взгляд, таможня является пока слабым звеном.

Идет так называемый эксперимент по упрощенному оформлению. Включены в него только избранные компании, и счет этому экспериментаторству идет уже на годы.

Станет ли этот процесс постоянной практикой для всех – остается только догадываться.

— А в чем проблема? Не мозги, а след от фуражки?

— Нет, мозги, я думаю, у всех нормальные. Видимо, просто нет мотивации сделать свою работу нормально, выйти из старых привычных рамок и начать жить цивилизованно.

— Вы упомянули Владивосток. Там будет открыта одна из территорий опережающего развития (ТОР). Вы как-то участвуете в этой госпрограмме?

— В госпрограммах мы не участвуем. Но мы работаем во Владивостоке, развиваем там бизнес, будем создавать в этом городе новый логистический терминал. Там есть прилегающая китайская провинция Цзилинь. Мы подписали контракт с одной из компаний этой провинции. Пока не могу озвучить всех подробностей, но будем возить, и именно через Владивосток. Хочу уточнить: мы, логисты, вторичны. Сервисная функция. Если в регионе развивается бизнес, появляется спрос на логистику. Но с чего появятся новые возможности для бизнеса, если ВВП страны падает?

У нас основной бизнес падает вместе с ВВП, все очень просто.

Клиенты меньше производят, меньше отправляют. Бизнес стагнирует сейчас у всех.

Пока экономика росла, все было прекрасно. Оказалось, очень много бизнесов умели работать только в условиях растущей экономики. Вы знаете, сколько компаний разорилось на этом? Брали любые деньги под любой процент. И ты понимал: сейчас я воткну палку – и она вырастет завтра в огромное денежное дерево. Неважны издержки, неважен четкий расчет. А когда рост остановился, все сели.

— А дно кризиса показалось или нет?

— Я думаю, в следующем году постучат снизу.

— Только в следующем?

— Или даже в 2017-м. Это затяжной прыжок вниз.

Пока бизнес не будет освобожден от административных барьеров, пока не будет структурных изменений в экономике страны, поводов для оптимизма нет.

С приложением указательного пальца

--Сколько вы вложили в визовый центр и как быстро он окупится?

— Вложили 40 млн рублей. Открыли в июле, в центре Москвы, на Курской, это флагманский визовый центр PONY EXPRESS. При этом сократили расходы на аренду неэффективных площадей. Поэтому все наши вложения окупятся быстро, максимум за полтора года. Визовый бизнес - очень перспективное направление.

Наш визовый центр стал первым в стране, полностью оборудованным для приема биометрических данных на шенгенские визы. Отпечатки пальцев снимаем на новейшем оборудовании за секунды буквально.

— Но народу немного у вас в визовом центре, я видел. Испугались россияне?

— Не в этом дело. Мы открывали центр так сказать «на вырост». Более 30 окон – рассчитывали и рассчитываем на увеличение количества стран, с которыми будем сотрудничать. Но не все так просто. МИДы стран Евросоюза выбирают себе визового провайдера с помощью тендеров. Обычная схема – одна страна Шенгена выбирает одного партнера для оформления виз. И проходят их тендеры, мягко говоря, не очень прозрачно. Зачастую даже информация о проведении тендера не публикуется в доступных источниках. Мы иногда просто случайно узнаем: там прошел тендер, кого-то в нем участвовать пригласили, критерии приглашений далеко не ясны. Почему так происходит? Остается только догадываться.

Но конечный потребитель – российский турист – в итоге сталкиваются с монопольной историей по предоставлению виз.

Есть глобальный игрок, индийский, который владеет 80% рынка визового сервиса в нашей стране. Всего же на визовом рынке в России четыре игрока, причем PONY EXPRESS – единственный российский. У нас самое широкое региональное покрытие. У нас 97 визовых центров от Калининграда до Южно-Сахалинска, 38 из них уже оснащены оборудованием для приема биометрии, до конца года их будет 60. И все работы, включая поддержку контактного центра, логистику – передачу паспортов в консульства, доставку заявителю – мы единственные делаем сами, не привлекая аутсорсинг.

— Это влияет на стоимость визы?

— Еще как влияет! Наша цена однозначно лучше, чем у конкурентов, ведь издержки и себестоимость гораздо ниже. Выход из этой ситуации есть, и мы верим, что руководство Евросоюза все-таки его увидит. Ведь помимо нас этот выход видят и лоббируют туроператоры.

Если все визовые центры, соответствующие условиям оснащенности и безопасности, получат возможность принимать документы на оформление виз всех стран ЕС, никто не останется проигравшим.
Необходимо убрать монополию и обеспечить рынку визового сервиса развитие в условиях нормальной добросовестной конкуренции. Это увеличит доступ граждан и туристических компаний к визовому сервису, расширит географию и снизит цены. Человек, который сейчас должен проехать тысячу километров, чтобы сдать документы и отпечатки пальцев, сможет сделать это в своем городе, заплатив меньше. Это важно и выгодно, в том числе, и для европейских стран и туристических операторов, ведь они всеми силами хотят сохранить турпоток из нашей страны.

Свежий пример: крупнейший греческий туроператор «Музенидис Тревел» прислал нам недавно официальное письмо с просьбой начать прием документов на визы в Грецию. Мы бы с удовольствием, мощности позволяют. Но вот незадача: оказывается, МИД Греции только что завершил тендер, и его выиграл совсем другой поставщик услуг с узкой географией. Туроператоров это не устраивает. Мы донесли свое предложение об изменении схемы «одна страна – один визовый провайдер» на мультиоператорскую схему до МИДов всех стран ЕС. Более того, с тем же предложением вышла к ним и ассоциация туроператоров России (АТОР). Пока ждем результатов.

— А помощь от государства вам нужна?

- Было бы неплохо, если бы государственные службы посмотрели на ситуацию с визами как на причину отсутствия конкуренции в отрасли. Безусловно, очень ждем нормализации в таможенном вопросе. Кроме того, хотелось бы, чтобы почтовая лицензия, которой мы владеем и за которую компания платит, начала все-таки давать нам хоть какие-то преференции: езда по выделенным полосам, бесплатные стоянки для разгрузки и погрузки почтовых машин, особенно в центре Москвы.

Пока наличие почтовой лицензии – просто факт. Второй год обещают внести необходимые поправки в закон о почтовой связи.

Нам нужен доступ к почтовому обмену – это упрощенный порядок растаможивания почтовых отправлений. Но пока сдвигов нет.

— Жаловались регулятору?

— Мне что делать, бизнесом заниматься или по регуляторам бегать? Если бы я не понимал эффективность этих пробежек, я бы, может быть, этим занимался бы регулярно. Но мне все-таки скоро уж 47 лет и я в курсе, насколько полезен этот вид спорта. Я лучше в спортклуб схожу, на дорожке побегаю.

— Зато как в России жить интересно!

— Это правда. Я школу закончил в Тбилиси, учился в Бауманке, в Москве, здесь и остался. А теперь, приезжая в Тбилиси, понимаю, что уже не вписываюсь в мир этого города. Там жизнь течет медленно. И люди там умеют наслаждаться жизнью.

Мне рассказывали замечательный случай, реальный. На грузинском горнолыжном курорте выстроилась очередь за горячим кофе. Прекрасная грузинка, у нее колье, руки в перстнях. Она медленно-медленно делает кофе в турке. Тут подлетает какой-то сноубордист, становится тоже в очередь, через пять минут не выдерживает, спрашивает: а нельзя ли побыстрее? На что ему степенно отвечают: «Позади вечность, впереди вечность. Ты куда торопишься?»

ПОДЕЛИТЕСЬ ЛИЧНЫМ ОПЫТОМ
  • Livejournal
ПОДЕЛИТЕСЬ ЛИЧНЫМ ОПЫТОМ
500 Internal Server Error

Internal Server Error

The server encountered an internal error or misconfiguration and was unable to complete your request.

Please contact the server administrator at gazeta@gazeta.ru to inform them of the time this error occurred, and the actions you performed just before this error.

More information about this error may be available in the server error log.

Additionally, a 500 Internal Server Error error was encountered while trying to use an ErrorDocument to handle the request.