Пенсионный советник

Инвесторы запутались в процедурах, справках и дорогах

Правительство ждет от зарубежного бизнеса вложений не только в ТЭК, но и в инфраструктуру, заявил премьер Дмитрий Медведев

Екатерина Карпенко 15.10.2012, 21:05
Дмитрий Медведев позвал иностранцев инвестировать в российскую инфраструктуру ИТАР-ТАСС
Дмитрий Медведев позвал иностранцев инвестировать в российскую инфраструктуру

Правительство ждет от зарубежного бизнеса вложений не только в ТЭК, но и в инфраструктуру, заявил премьер Дмитрий Медведев на заседании консультативного совета по иностранным инвестициям. Бизнес в ответ пожаловался на ворохи справок, плохие дороги и запутанность административных процедур. Премьер вновь пообещал все исправить.

Премьер-министр России Дмитрий Медведев пообещал иностранным инвесторам подготовить исчерпывающий перечень разрешительных документов и разработать до 2014 года порядка двух десятков «дорожных карт» для стимулирования развития бизнеса. В ответ российское государство ждет от иностранного бизнеса помощи в переговорах об облегчении визовых отношений с США и Евросоюзом и инвестиций в инфраструктурные проекты. «России самим небом предназначено быть центром транспортных коммуникаций, заниматься логистикой», — отметил Медведев на очередном заседании консультативного совета по иностранным инвестициям, который он возглавляет.

Претензий у иностранных инвесторов к российскому инвестклимату целый список. Это сложное таможенное и автотранспортное регулирование, запутанные разрешительные процедуры в строительстве, недостаточное развитие новых технологий, устаревшие санитарные требования и большая административная нагрузка в целом.

О сложностях инвестиций в инфраструктуру премьеру рассказал главный управляющий Procter & Gamble Роберт Макдональд.

Дорожные перевозки в расчете на 1 км в России, на первый взгляд, обходятся дешевле, чем в Европе, но при вычете зарплат водителей оказывается, что соизмеримы или даже дороже,

отметил он. «Стоимость топлива, включая акцизы, находится практически на одном уровне. В целом участники автотранспортного рынка России платят в 1,5 раза больше налогов по сравнению с ЕС и показатели физического износа в три раза выше», — говорил Макдональд. Такая ситуация приводит к недоразвитости дорожной инфраструктуры и, соответственно, трудностям с обеспечением логистики. Недавно на форуме «Россия зовет!» один из иностранных инвесторов высказывал подобную претензию президенту Владимиру Путину.

Председатель совета директоров Nestlé Петер Брабек-Летмат пожаловался на нестыковки в требованиях стран — участниц Таможенного союза, например в отношении техрегламента на упаковку продуктов. Каждая страна дает одному и тому же документу разные толкования, сетует бизнесмен, в результате чиновники санкционируют уничтожение неподходящей упаковки — инвестор понесет многомиллионные потери.

В следующем году вступят в силу еще несколько регламентов, а как их точно применять, инвесторам неведомо.

Представитель французской компании также озабочен разрабатываемым законопроектом об отходах производства и потребления. Предложение о введении специализированного сбора увеличивает затраты компаний, но не решает главную задачу – модернизации технологий по переработке мусора, говорят бизнесмены.

Председатель совета директоров BAT Ричард Барроуз поднял вопрос о разрешительной документации в строительстве: несмотря на послабления, нынешнее законодательство не ограничивает жестко перечень «справок», поэтому чиновники на местах требуют их безмерное количество. Кроме того, строительную отрасль, по мнению экспертов Консультационного совета, тормозят устаревшие санитарные правила.

С подобными чрезмерными требованиями чиновников надо бороться, согласился Медведев. Об этом идет речь в одной из «дорожных карт», направленных на снижение административных барьеров: в частности, к 2018 году количество документов, необходимых для прохождения процедур экспорта, снизится вдвое — до четырех, время – до двух часов вместо нынешних 72 часов.

Одобрены четыре «дорожные карты»

Они касаются поддержки доступа на рынки зарубежных стран и экспорта, совершенствования таможенного администрирования, облегчения бюрократических процедур в сфере строительства и повышения доступности энергетической инфраструктуры.

Эти карты (сейчас их пока четыре) появятся не только «на бумаге или в электронной форме», а будут реально работать, надеется премьер.

Инвестиции в регионы решено стимулировать с помощью стандартов работы чиновников: систему обкатают в 13 регионах, пообещал Медведев, а потом внедрят на территории всей России.

Достижения власти по улучшению инвестиционного климата уже очевидны, поделился премьер: сейчас более трети зарубежных компаний считают успешными действия правительства в этом направлении, а в 2007 году таковых было 7%.

Но одновременно это «значит, две трети считают, что пока у нас не все хорошо и каких-либо существенных успехов не заметно», признал он.