Подпишитесь на оповещения
от Газеты.Ru
Дополнительно подписаться
на сообщения раздела СПОРТ
Отклонить
Подписаться
Получать сообщения
раздела Спорт

RAB отключает ЖКХ от политики

Правительство планирует перевести ЖКХ на новый расчет тарифов

Екатерина Карпенко 10.10.2012, 19:24
Правительство планирует перевести ЖКХ на новый расчет тарифов ИТАР-ТАСС
Правительство планирует перевести ЖКХ на новый расчет тарифов

Правительство планирует перевести ЖКХ на новый расчет тарифов — с гарантией возврата денег для инвесторов. Это способ привлечь длинные деньги в отрасль, дефицит финансирования в которой достигает 6 трлн рублей. И риск безудержного роста тарифов, предупреждают эксперты.

Федеральная служба по тарифам готовится перевести водо- и теплоснабжающие предприятия ЖКХ на RAB-регулирование (Regulatory Asset Base). По словам главы ФСТ Сергея Новикова, нововведения могут вступить в силу с января 2016 года, соответствующий законопроект находится на этапе межведомственного согласования. Дополнительные комментарии ведомство не предоставило.

RAB-тарификация ранее вводилась в электроэнергетике: осенью 2009 года правительство рекомендовало регионам перевести распределительные компании на RAB. Ключевой принцип схемы — возврат инвестированного капитала в определенный срок, а также гарантированный доход от инвестиций. Нынешнее ценовое регулирование предусматривает существование предельных тарифов, но уже есть предложения о включении в законодательство возможности их превышения при условии проведения муниципального референдума.

Тарифы устанавливаются на долгосрочный период: при первом применении схемы RAB — не менее трех лет, далее — пяти лет. Таким образом, инвесторы получают возможность рассчитать бизнес-планы.

В конце 2011 года Владимир Путин на посту премьер-министра оценивал дефицит финансирования в сфере ЖКХ в 6 трлн рублей. План по привлечению частных инвестиций в эту отрасль, принятый правительством в 2011 году, ощутимых результатов не дал, признал на прошлой неделе вице-премьер Дмитрий Козак.

Причины — непредсказуемость действий властей, несформулированность требований к участникам рынка, отсутствие проработанного регулирования, перечислил чиновник.

Новая методика тарификации предусматривает, что источником финансирования инвестпрограмм в области ЖКХ может быть только тариф. В действующей методике заложены инвестиционная надбавка и плата за подключение, которые регулярно изменяются в зависимости от финансовых результатов компаний-операторов.

RAB предполагает, что инвестору будет гарантирован возврат всех вложенных денег в течение установленного срока, при этом тарифы увеличиваются равномерно. Кроме того, RAB-регулирование предусматривает сохранение сэкономленных средств в компании, таким образом, она получает заинтересованность в снижении издержек.

Сейчас отраслевые компании жалуются на трудности в процессе кредитования. «Если норма доходности на новый инвестиционный капитал составляет 12%, то компании могут брать кредиты под 10% годовых (около 2% уходит на налог на прибыль). Если ставка по кредиту выше 10%, то это прямые убытки. Но сегодня на рынке, кроме ВЭБа, никто такие кредиты не дает. А получить любой кредит, особенно ВЭБа, чрезвычайно трудно и высоко затратно», — рассказала «Газете.Ru» заместитель гендиректора ОАО «Евразийский» («Югводоканал», Водоканал Ростова-на-Дону, Азово-Балтийская водная компания) Наталья Ефимченко. В состав акционеров «Евразийского» входит ВЭБ.

Еще одна проблема связана с тем, что при долгосрочном расчете тарифов заложен прогнозный уровень инфляции (в 2012 году это 6,5%), но рост цен может превысить ожидания.

Не менее проблемной остается политическая составляющая: новая методика предусматривает переход на чисто экономические методы ценообразования, то есть включение административного рычага уже не может быть применено, к примеру, перед выборами.

«В условиях России экономическая целесообразность часто приносится в жертву определенным интересам... Уже имеющийся опыт внедрения RAB показывает, что и в этой схеме тарифообразование не всегда основано на жестких экономических подходах, какие декларирует RAB-методика», — сетует Ефимченко.

По ее мнению, последние предложения Минэкономразвития по переходу на RAB-тарификацию ухудшали условия ведения бизнеса: если в старой редакции предлагалось при расчете тарифа в необходимую валовую выручку включить арендную плату, то теперь фигурирует минимум из арендной платы и амортизации. Ранее предлагалось, что в первоначальный размер инвестированного капитала включаются инвестиции, сделанные до перехода на RAB, а также стоимость объектов, построенных по лизинговой схеме, объясняет Ефимченко. Теперь первоначальный капитал равен нулю для всех, за исключением тех, кто имел систему в собственности до 1 января 2011 года. Кроме того, новыми предложениями предусмотрено, что норма доходности выше минимальной может быть установлена не для всех, а только в регионах, кредитный рейтинг которых меньше среднего кредитного рейтинга всех регионов. «Поэтому необходимо убедиться, как определен подход к формированию первоначальной базы инвестированного капитала», — отмечает замгендиректора «Евразийского».

Тем не менее, подчеркивает Ефимченко, участники рынка по большей части выступают за RAB-регулирование. Переход нужен, согласны и в Российских коммунальных системах. Но руководитель департамента анализа эффективности проектов и тарифного регулирования РКС Андрей Радченко подчеркнул, что RAB не гарантирует интерес потенциальных инвесторов. «Эффект от применения RAB-метода отодвинут на более поздние периоды тарифного регулирования», — сказал он «Газете.Ru». Он привел в пример «Владимирские коммунальные системы», там в течение двух лет в качестве пилотного проекта введена RAB-система установления тарифов на тепло. «Первый период тарифного регулирования по данной методике составляет 3 года, последующие — по 5 лет. Спустя 2 года мы не можем назвать эффект от новой методики очевидным. Но он может возникнуть в следующих периодах», — говорит Радченко.

Главное опасение при введении новой системы — резкий скачок тарифов. Так было в электроэнергетике, напоминает руководитель отдела экономико-математического моделирования департамента ТЭК в Институте проблем естественных монополий Евгений Рудаков.

«Трех лет применения RAB хватило, чтобы и люди, принимающие решение, поняли, что ежегодный 20—50-процентный рост тарифов — это просто недопустимо», — говорит он.

Радченко из РКС не склонен торопиться с выводами. «Оправдала ли себя такая система в российской электроэнергетике — также сказать невозможно, потому что в этом году произошла полная «перезагрузка», когда правила применения RAB-методики полностью изменились», — говорит он.

Но Рудаков уверен, что для сферы ЖКХ новая методика не позволит провести модернизацию в ускоренных темпах.

«RAB и в других инфраструктурных отраслях не принесет ничего нового — только безудержный рост тарифов. В коммунальной сфере это просто недопустимо, так как уже сейчас качество коммунальных услуг абсолютно не соответствует их стоимости», — полагает он.

«Эффективность освоения инвестиций в ЖКХ еще ниже, чем в других естественно-монопольных секторах, поэтому даже ускоренного обновления фондов в тепло- и водоснабжении с помощью RAB будет сложно добиться, а негативные эффекты гарантированы», — резюмировал эксперт.