Пенсионный советник

RAB отключает ЖКХ от политики

Правительство планирует перевести ЖКХ на новый расчет тарифов

Екатерина Карпенко 10.10.2012, 19:24
Правительство планирует перевести ЖКХ на новый расчет тарифов ИТАР-ТАСС
Правительство планирует перевести ЖКХ на новый расчет тарифов

Правительство планирует перевести ЖКХ на новый расчет тарифов — с гарантией возврата денег для инвесторов. Это способ привлечь длинные деньги в отрасль, дефицит финансирования в которой достигает 6 трлн рублей. И риск безудержного роста тарифов, предупреждают эксперты.

Федеральная служба по тарифам готовится перевести водо- и теплоснабжающие предприятия ЖКХ на RAB-регулирование (Regulatory Asset Base). По словам главы ФСТ Сергея Новикова, нововведения могут вступить в силу с января 2016 года, соответствующий законопроект находится на этапе межведомственного согласования. Дополнительные комментарии ведомство не предоставило.

RAB-тарификация ранее вводилась в электроэнергетике: осенью 2009 года правительство рекомендовало регионам перевести распределительные компании на RAB. Ключевой принцип схемы — возврат инвестированного капитала в определенный срок, а также гарантированный доход от инвестиций. Нынешнее ценовое регулирование предусматривает существование предельных тарифов, но уже есть предложения о включении в законодательство возможности их превышения при условии проведения муниципального референдума.

Тарифы устанавливаются на долгосрочный период: при первом применении схемы RAB — не менее трех лет, далее — пяти лет. Таким образом, инвесторы получают возможность рассчитать бизнес-планы.

В конце 2011 года Владимир Путин на посту премьер-министра оценивал дефицит финансирования в сфере ЖКХ в 6 трлн рублей. План по привлечению частных инвестиций в эту отрасль, принятый правительством в 2011 году, ощутимых результатов не дал, признал на прошлой неделе вице-премьер Дмитрий Козак.

Причины — непредсказуемость действий властей, несформулированность требований к участникам рынка, отсутствие проработанного регулирования, перечислил чиновник.

Новая методика тарификации предусматривает, что источником финансирования инвестпрограмм в области ЖКХ может быть только тариф. В действующей методике заложены инвестиционная надбавка и плата за подключение, которые регулярно изменяются в зависимости от финансовых результатов компаний-операторов.

RAB предполагает, что инвестору будет гарантирован возврат всех вложенных денег в течение установленного срока, при этом тарифы увеличиваются равномерно. Кроме того, RAB-регулирование предусматривает сохранение сэкономленных средств в компании, таким образом, она получает заинтересованность в снижении издержек.

Сейчас отраслевые компании жалуются на трудности в процессе кредитования. «Если норма доходности на новый инвестиционный капитал составляет 12%, то компании могут брать кредиты под 10% годовых (около 2% уходит на налог на прибыль). Если ставка по кредиту выше 10%, то это прямые убытки. Но сегодня на рынке, кроме ВЭБа, никто такие кредиты не дает. А получить любой кредит, особенно ВЭБа, чрезвычайно трудно и высоко затратно», — рассказала «Газете.Ru» заместитель гендиректора ОАО «Евразийский» («Югводоканал», Водоканал Ростова-на-Дону, Азово-Балтийская водная компания) Наталья Ефимченко. В состав акционеров «Евразийского» входит ВЭБ.

Еще одна проблема связана с тем, что при долгосрочном расчете тарифов заложен прогнозный уровень инфляции (в 2012 году это 6,5%), но рост цен может превысить ожидания.

Не менее проблемной остается политическая составляющая: новая методика предусматривает переход на чисто экономические методы ценообразования, то есть включение административного рычага уже не может быть применено, к примеру, перед выборами.

«В условиях России экономическая целесообразность часто приносится в жертву определенным интересам... Уже имеющийся опыт внедрения RAB показывает, что и в этой схеме тарифообразование не всегда основано на жестких экономических подходах, какие декларирует RAB-методика», — сетует Ефимченко.

По ее мнению, последние предложения Минэкономразвития по переходу на RAB-тарификацию ухудшали условия ведения бизнеса: если в старой редакции предлагалось при расчете тарифа в необходимую валовую выручку включить арендную плату, то теперь фигурирует минимум из арендной платы и амортизации. Ранее предлагалось, что в первоначальный размер инвестированного капитала включаются инвестиции, сделанные до перехода на RAB, а также стоимость объектов, построенных по лизинговой схеме, объясняет Ефимченко. Теперь первоначальный капитал равен нулю для всех, за исключением тех, кто имел систему в собственности до 1 января 2011 года. Кроме того, новыми предложениями предусмотрено, что норма доходности выше минимальной может быть установлена не для всех, а только в регионах, кредитный рейтинг которых меньше среднего кредитного рейтинга всех регионов. «Поэтому необходимо убедиться, как определен подход к формированию первоначальной базы инвестированного капитала», — отмечает замгендиректора «Евразийского».

Тем не менее, подчеркивает Ефимченко, участники рынка по большей части выступают за RAB-регулирование. Переход нужен, согласны и в Российских коммунальных системах. Но руководитель департамента анализа эффективности проектов и тарифного регулирования РКС Андрей Радченко подчеркнул, что RAB не гарантирует интерес потенциальных инвесторов. «Эффект от применения RAB-метода отодвинут на более поздние периоды тарифного регулирования», — сказал он «Газете.Ru». Он привел в пример «Владимирские коммунальные системы», там в течение двух лет в качестве пилотного проекта введена RAB-система установления тарифов на тепло. «Первый период тарифного регулирования по данной методике составляет 3 года, последующие — по 5 лет. Спустя 2 года мы не можем назвать эффект от новой методики очевидным. Но он может возникнуть в следующих периодах», — говорит Радченко.

Главное опасение при введении новой системы — резкий скачок тарифов. Так было в электроэнергетике, напоминает руководитель отдела экономико-математического моделирования департамента ТЭК в Институте проблем естественных монополий Евгений Рудаков.

«Трех лет применения RAB хватило, чтобы и люди, принимающие решение, поняли, что ежегодный 20—50-процентный рост тарифов — это просто недопустимо», — говорит он.

Радченко из РКС не склонен торопиться с выводами. «Оправдала ли себя такая система в российской электроэнергетике — также сказать невозможно, потому что в этом году произошла полная «перезагрузка», когда правила применения RAB-методики полностью изменились», — говорит он.

Но Рудаков уверен, что для сферы ЖКХ новая методика не позволит провести модернизацию в ускоренных темпах.

«RAB и в других инфраструктурных отраслях не принесет ничего нового — только безудержный рост тарифов. В коммунальной сфере это просто недопустимо, так как уже сейчас качество коммунальных услуг абсолютно не соответствует их стоимости», — полагает он.

«Эффективность освоения инвестиций в ЖКХ еще ниже, чем в других естественно-монопольных секторах, поэтому даже ускоренного обновления фондов в тепло- и водоснабжении с помощью RAB будет сложно добиться, а негативные эффекты гарантированы», — резюмировал эксперт.