ФАС ударила Auchan по ценам

ФАС возбудила дело в отношении сетей «Ашан» и «Атак», входящих во французскую группу Auchan

Екатерина Брызгалова, Рустем Фаляхов 11.11.2011, 21:32


ФАС возбудила дело в отношении магазина Ашан

ФАС возбудила дело в отношении магазина Ашан

ИТАР-ТАСС

ФАС возбудила дело в отношении сетей «Ашан» и «Атак», входящих во французскую группу Auchan. Они создавали дискриминационные условия для поставщиков продовольствия, определяя стоимость своих услуг в процентах от товарооборота, говорят в службе. Закон о торговле запрещает такую практику, соглашаются эксперты.

Федеральная антимонопольная служба возбудила дело в отношении сетей магазинов «Ашан» и «Атак» по признакам нарушения закона о торговле. По мнению ФАС, компании создавали дискриминационные условия для поставщиков продуктов, определяя стоимость своих услуг в процентах от товарооборота. Рассмотрение дела назначено на 19 декабря.

Закон о торговле запрещает сетям и поставщикам навязывать друг другу условия, но главная цель документа, вступившего в силу в феврале прошлого года, — защита именно поставщиков от произвола сетей. До принятия закона сети широко практиковали взимание с контрагентов процентов за услуги по размещению товаров на своих полках.

В «Ашане» сообщили, что они еще не получили уведомление из ФАС и не совсем понимают суть претензий.

В сети уверены, что никаких нарушений не совершали. «Цена на товары образуется в процессе переговоров с поставщиком. Если поставщик хочет продвигать свой товар и проводить маркетинговые акции в сети магазинов, то это стоит дополнительных денег.

Маркетинговые услуги прописываются в отдельном договоре и не противоречат закону о торговле», — объяснили в «Ашане».

Но президент Гильдии маркетологов Игорь Березин отмечает, что закон о торговле поставил вне правового поля подобного рода договоры о платных услугах. «До принятия этого закона существовало не менее двадцати относительно законных способов воздействия сетей на поставщиков.

Сейчас по закону о торговле сеть имеет право зарабатывать только с помощью торговой наценки и снижения закупочной стоимости. Все остальное вне закона», — говорит эксперт.

В марте 2011 года ФАС выпустила методическое пособие для предпринимателей, в котором дополнительно указала, что установление торговой сетью цены услуг по рекламированию, маркетингу и продвижению продовольственных товаров в процентах от их цены создает дискриминационные условия для поставщиков торговых сетей, напоминает управляющий партнёр юридической компании «Каменская & партнёры» Татьяна Каменская.

Но часто контрагенты сами вынуждают сети прибегать к навязыванию услуг, признает Березин: «Отечественный поставщик товара нередко не отвечает требованиям высокотехнологичной торговой сети.

Поставщик не может обеспечить оговоренное качество товара, срывает сроки поставки, и ритейлер вынужден либо отказаться от его товара, либо предложить ему «услугу».

Антимонопольная служба уже не в первый раз предъявляет претензии к «Ашану». В прошлый раз ФАС нашла нарушения закона в договорах сети магазинов с поставщиками хлеба. «Ашан» завышал цены на хлеб в июле и августе 2010 года. Тогда ФАС признала пострадавшими производителей хлеба «Щелковохлеб», «Московский мельничный комбинат № 3», «Хлебозавод № 22», «Хлебокомбинат ПЕКО», «Торговый дом «Настюша» и БКК «Серебряный Бор».

Претензии у ФАС были и к другим сетям. В июне 2011 года служба предупредила Х5 Retail Group, которая предлагала своим поставщикам измерять стоимость оказываемых сетью рекламных и маркетинговых услуг процентом от товарооборота. ФАС отметила, что это метод манипулирования поставщиками, «которые, гипотетически, могут лишиться места на полке, если не подпишут документ».