Подпишитесь на оповещения
от Газеты.Ru
Дополнительно подписаться
на сообщения раздела СПОРТ
Отклонить
Подписаться
Получать сообщения
раздела Спорт

Бензиновый дефицит за $2 миллиарда

Минфин оценил новый порядок расчета нефтепошлин в $2 млрд потерь для бюджета

Алексей Топалов 03.10.2011, 16:41
ИТАР-ТАСС

Новый порядок расчета пошлин на нефть и нефтепродукты, введенный для предотвращения бензиновых кризисов, обойдется бюджету в $2 млрд, оценили в Минфине. Помимо сокращения поступлений в бюджет, программа может привести к результатам, прямо противоположным ожидаемым: компании перестанут вкладывать деньги в нефтепереработку.

Введение нового режима взимания экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты – «режим 60–66» — снизит в следующем году бюджетные доходы на 60,8 млрд рублей, подсчитали в Минфине.

Пересмотр таможенного коэффициента на экспорт сырой нефти обойдется в 158,8 млрд рублей потерь. Но 98 млрд рублей бюджет получит за счет увеличения пошлин на вывоз нефтепродуктов.

«Режим 60–66» предполагает повышение с 1 октября пошлин на экспорт темных нефтепродуктов (мазут, бензол, толуол, ксилолы, вазелин, парафин и смазочные масла), а также на дизельное топливо с 46,7% от пошлины на нефть до 66%. Пошлины на прямогонный и товарный бензины останутся на нынешнем уровне – 90% от нефтяной. Эта ставка будет действовать по 31 декабря 2014 года.

Пошлина на сырую нефть, напротив, снижается. Ранее ставка рассчитывалась по формуле «цена нефти на основе мониторинга за предшествующий месяц плюс 65% от разницы между этой ценой и $182 за тонну ($25 за баррель – цена, принятая за основную)», теперь же в этой формуле фигурируют 60% от разницы цен.

За счет этого пошлина на экспорт нефти с 1 октября составляет $411,4 за 1 тонну, тогда как при расчете по старой формуле она составила бы $443,25. Пошлина по нефтепродуктам составляет $271,5 за 1 тонну, на бензины — $370,2.

Проект пересчета разработан Минэнерго и Минэкономразвития при участии нефтяных компаний после весеннего топливного кризиса, когда из-за дефицита бензина в отдельных регионах его цена достигла 50 рублей за литр.

Рост пошлин на вывоз нефтепродуктов, по мнению чиновников, должен обеспечить потребности внутреннего рынка, а кроме того – стимулировать компании к производству светлых нефтепродуктов: экспортировать темные станет невыгодно, а внутренний рынок ими уже перенасыщен, в первую очередь мазутом.

В качестве компенсации за повышение нефтепродуктовых пошлин правительство снижает ставку по сырой нефти.

Но, в отличие от пошлины на нефтепродукты, снижение по нефти должно утверждаться правительством ежемесячно. Минфин в своих оценках исходит из того, что пошлины будут снижены все 12 месяцев в году.

Нефтяники в данном случае получают не только компенсацию, но и выгоду. «В зависимости от мировых цен на нефть экономия от введения «режима 60–66» для нашей компании составит $350–400 млн», — сказали «Газете.Ru» в «ЛУКойле».

Чтобы снижение нефтяных пошлин только компенсировало рост нефтепродуктовых, правительство должно одобрять их снижение для семи-восьми месяцев в году.

«Все будет зависеть исключительно от политической воли правительства и премьер-министра», — комментирует Александра Суслина из экономической экспертной группы (ЭЭГ).

Оценки ЭЭГ по поводу последствий «режима 60–66» сходны с оценками Минфина. Но Суслина обратила внимание, что реализация этой программы помимо сокращения поступлений в бюджет может привести к результатам, противоположным ожидаемым.

«60–66» направлен на стимулирование нефтепереработки, — напоминает эксперт. – Но механизм делает более привлекательным экспорт сырой нефти».

«У компаний появляется два варианта действий — или модернизировать свои нефтеперерабатывающие активы (большинство российских НПЗ нуждаются в серьезных инвестициях), или сосредоточиться на экспорте сырой нефти, — предупреждает Суслина. – Они могут направить на экспорт даже ту нефть, которая раньше шла на переработку».