Пенсионный советник

Между двух курсов

И. о. министра финансов Антон Силуанов обещает следовать курсом своего предшественника

Рустем Фаляхов 28.09.2011, 18:04
Принципы бюджетной политики, которых придерживался Кудрин, останутся неизменными ИТАР-ТАСС
Принципы бюджетной политики, которых придерживался Кудрин, останутся неизменными

И. о. министра финансов Антон Силуанов обещает следовать курсом своего предшественника — снижать дефицит бюджета и не увеличивать расходы без источников их финансирования. Но одновременно безоговорочно выполнять все обязательства, одобренные правительством и президентом. Сочетать обе эти задачи будет сложно, признают эксперты.

Антон Силуанов, назначенный исполнять обязанности министра финансов вместо Алексея Кудрина, разъяснил в среду, как он намерен работать на этом посту. Принципы бюджетной политики, которых придерживался Кудрин, останутся неизменными, дал понять и. о. «Увеличение расходов может создавать дополнительные риски для бюджета — это очевидно.

Политика Минфина, которая была, есть и будет проводиться, в том, чтобы обеспечить макроэкономическую стабильность и снижать риски исполнения бюджета», — заявил Силуанов. Увеличивать расходы, дефицит бюджета без соответствующих источников доходов, недопустимо, подчеркнул он.

Остается в силе и прежняя цель — достижение бездефицитного бюджета к 2015 году. Для этого придется провести ревизию бюджетных обязательств, предупредил Силуанов: «Мы должны оптимизировать расходы. Нужно смотреть, какие расходы могут быть уточнены, могут быть оптимизированы».

Альтернатива этому только одна — рост бюджетных доходов. «У нас вариант какой — либо нам повышать доходную базу, либо оптимизировать расходы. Будем работать по этим двум направлениям», — подчеркнул Силаунов.

Именно неподкрепленный доходами рост расходов, в первую очередь на оборону и на социальные нужды, и стал причиной напряженности в отношениях между Алексеем Кудриным, с одной стороны, и президентом и правящей партией — с другой.

Завышенные обязательства, взятые в предвыборных целях, увеличивают риски исполнения бюджета и могут распространиться на всю национальную экономику, предупреждал Кудрин. Если следовать такой политике, то после выборов придется перекраивать весь бюджет, резать расходы, увеличивать налоги, заявлял он в сентябре.

Силуанов подобных резких заявлений делать не стал. «Для того чтобы развивать экономику, для того чтобы бизнес мог развиваться, конечно, повышение налогов — это не самое лучшее предложение. Как самая крайняя мера она имеет место быть. Но в ближайшее время мы таких предложений не готовим», — заверил он.

Не собирается Силуанов следовать примеру Кудрина, и критикуя конкретные статьи расходов, во всяком случае публично. На вопрос журналистов, будет ли Минфин поднимать вопрос о корректировке программы перевооружения армии, рассчитанной до 2010 года и имеющей стоимость 20 трлн рублей, Силуанов четко ответил, что бюджетная политика определяется решениями правительства и президента.

«Минфин реализует ее, вся наша команда нацелена на то, чтобы те планы, которые обсуждены в правительстве, одобрены президентом, они будут реализовываться», — заверил Силуанов. Против выделения на оборону 2,1 тлн рублей до 2014 года и 20 трлн рублей до 2020 года особенно активно возражал Кудрин.

Большинство опрошенных «Газетой.Ru» экспертов считают, что позиции Минфина после скандальной отставки Кудрина ослабли.

«Поступил четкий сигнал, что на сегодняшний день сбалансированный бюджет не входит в список приоритетов», — говорит профессор Российской экономической школы Константин Стырин.

Силуанов компетентный чиновник, но проблема не в этом. Проблема не в профессионализме Силуанова, как и других заместителей Кудрина, в этом мало кто сомневается, а в его политическом весе. «Можно легко представить Кудрина, возражающим кому угодно, даже Путину, за закрытыми дверями, поскольку Кудрин заслужил свой большой политический вес, сделав Россию из банкрота страной, кредитующей мировое сообщество», — говорит ведущий эксперт по России и СНГ группы Nomura Татьяна Орлова.

Силуанову придется непросто, чтобы сочетать обе объявленные им задачи — сбалансированность бюджета и выполнение всех заявленных властью обязательств, говорят эксперты. «Проблема в эффективности расходов, в системе контроля — вот над этим и придется поработать Силуанову»,

— считает директор ЦМЭИ ВDO Елена Матросова. «Возможно, неспроста кресло Кудрина перешло к человеку, курировавшему военные расходы в Минфине — как раз ту область, где Кудрин не сошелся во мнении с Медведевым», — добавляет Орлова.