Пенсионный советник

Аудитор — не советчик

Аудиторам запретят давать советы

Ольга Танас 27.09.2011, 11:03
Цель законопроекта — преобразовать аудиторский сектор Thinkstock/Fotobank.ru
Цель законопроекта — преобразовать аудиторский сектор

Еврокомиссия запретит аудиторам консультировать клиентов по вопросам развития бизнеса и введет обязательную ротацию проверяющих. Запрет ударит по бизнесу больших аудиторских компаний и приведет к реструктуризации отрасли. «Большая четверка» получает около 65% доходов от консалтинга.

Бизнес-модель «большой четверки» аудиторских фирм — Deloitte, PricewaterhouseCoopers, Ernst & Young и KPMG — может измениться под давлением Европейской комиссии. Чиновники намерены заставить «большую четверку» отказаться от предоставления консультационных услуг и разделить аудиторскую работу с более мелкими компаниями.

Сторонником ужесточения законодательства выступает еврокомиссар по внутренним рынкам Мишель Барнье: по его словам, «аудит находится в тисках олигополии».

Сейчас Deloitte, PricewaterhouseCoopers, KPMG и Ernst & Young контролируют от 70% до 90% рынка аудита в различных странах. Осенью прошлого года Барнье подчеркивал, что подобная концентрация несет системные риски, а потому нужно больше конкуренции.

Отрасли «нужна новая кровь» — необходимо открыть рынок для новых участников и поощрять развитие небольших аудиторских фирм, подчеркивал Барнье.

Еврокомиссия подготовила законопроект (цитаты по Financial Times) о преобразовании аудиторского сектора.

Неаудиторскую работу «четверки», в частности бизнес-консультирование, в Еврокомиссии назвали «источником конфликта интересов». «Крупные аудиторские фирмы не должны оказывать другие услуги, не связанные с прописанными в уставе аудиторской работой, как, например, консультации», — говорится в проекте закона.

Подобный запрет ударит по бизнесу больших аудиторских компаний и приведет к реструктуризации отрасли.

Предоставление аудиторских услуг — это устойчивый, но медленно растущий бизнес, тогда как неаудиторские услуги, включая консультационные, составляют около двух третей доходов «большой четверки» в Великобритании.

Кроме того, предполагается, что компании, баланс которых превышает миллиард евро, должны будут нанимать двух аудиторов для проведения аудиторской отчетности своей деятельности, причем по крайней мере одна из фирм не должны быть из «большой четверки».

Также аудиторам запретят работать в крупной компании более девяти лет: такая политика «обязательной ротации», по мнению Барнье, укрепит независимость самих фирм и стимулирует конкуренцию.

Некоторые крупные транснациональные корпорации имели одного и того же аудиторам на протяжении более чем 100 лет.

Представитель Deloitte заявил, что меры «навредят качеству аудита» и повысят расходы компаний, нанимающих аудиторов. Такие фирмы, как BDO и Grant Thornton, давно выступают на стороне регуляторов, чтобы помочь снизить барьеры для входа на аудиторский рынок. Но пока «большой четверке» удавалось блокировать многие предложения.

Законопроект будет обнародован в ноябре.

Старший партнер KPMG в Великобритании Джон Гриффит-Джоунс выразил надежду, что регуляторы учтут «экспертизу, проведенную самими фирмами»: «Все зависит от того, как вы смотрите на аудиторов. Если вы думаете, что мы немного похожи на шахтеров 1910-х годов, то вы захотите национализировать нас. Но если вы думаете, что мы больше похожи на докторов с опытом, тогда вы можете прислушаться к нашим взглядам».

Для подготовки нового законопроекта Еврокомиссия поручила аудиторам, их клиентам, инвесткомпаниям, рейтинговым агентствам и налоговым органам провести консультации по вопросам развития сектора. Свои мнения компании направляли с конца осени прошлого года.

Как писала «Газета.Ru», большинство аудиторов высказались против проведения совместных аудитов, обязательной смены аудитора при соблюдении прозрачных тендеров. «Сами акционеры должны выбирать аудитора, и никто не должен его навязывать. Если они захотят совместные аудиты, то пусть назначают, но мы не считаем это эффективным», — объясняли в Deloitte. «Совместный аудит негативно влияет на его качество. Две группы аудиторов делят между собой аудит компании, а затем пытаются опираться на работы друг друга, даже если их методологии различаются. Неизбежно и то, что их доклады будут дублировать друг друга», — соглашались в PricewaterhouseCoopers. «Риски проведения совместных аудитов включают проблемы взаимодействия между двумя аудиторскими фирмами, повторения или же, наоборот, упущения какой-то информации», — подчеркивали в Ernst & Young, добавляя, что это снизит качество аудита. В BDO уверены, что постоянная смена аудитора обернется существенными затратами, а проведение тендеров означает гонку за снижением цены, а не повышением качества аудита.

Для увеличения конкуренции на рынке аудиторы предлагали принять меры, которые позволили бы признать качество экспертизы компаний, не входящих в «большую четверку». В BDO предлагали, чтобы госкомпании включали такие фирмы в свои тендерные списки. Публикация результатов проверки аудиторов надзорными органами могла бы гарантировать потенциальным пользователям, что маленькие фирмы показывают хорошее качество аудита, предлагали в Deloitte. «Если качество аудиторской работы небольшой фирмы хорошее, то этот факт должен быть известен широкой общественности», — полагали в Ernst & Young. Подобные публикации могли бы помочь тем, кто отвечает за выбор или назначение аудиторов, соглашались в PricewaterhouseCoopers.