Подпишитесь на оповещения
от Газеты.Ru
Дополнительно подписаться
на сообщения раздела СПОРТ
Отклонить
Подписаться
Получать сообщения
раздела Спорт

Сбербанк национализирует мошенников

Сбербанк запускает межбанковскую систему выявления мошенников

Глеб Климентьев 21.09.2011, 22:00
В отделении Сбербанка РИА «Новости»
В отделении Сбербанка

Шесть российских банков объединяют системы выявления мошенничества при выдаче кредитов. Механизм заработает на базе проекта Сбербанка «Национальный хантер». Межбанковские проверки сократят процент мошенничества, но повысят риск необоснованных претензий к добросовестным заемщикам.

С 1 октября Сбербанк запускает межбанковскую систему выявления мошенников — «Национальный хантер». «Цель — борьба с мошенниками при выдаче кредитов»,— объяснил вице-президент — директор департамента рисков Сбербанка Вадим Кулик: «Это похоже на обычный «хантер», который стоит в системе каждого банка, только глобальный. «Национальный хантер» позволяет банкирам в реальном времени обращаться к бюро и узнавать информацию о заемщике».

Система показывает все заявки на кредит потенциального заемщика в разных банках, подключенных к системе.

«Программа отслеживает, везде ли он указал одинаковую информацию. Кроме этого происходит анализ: например, заявитель похож на другого по почерку заполнения заявки. А другой уже зарекомендовал себя как мошенник», — объяснил Кулик. К программе помимо Сбербанка присоединились банки, среди которых есть «дочка» крупного иностранного холдинга. Госбанк не назвал партнеров по проекту.

Запуск системы не предполагает объединения банковских баз данных, синхронизируется процесс проверки.

Проект создается на базе бюро кредитных историй «Экспириан-Интерфакс», в котором Сбербанку принадлежит 50% акций. 25% находится у группы «Интерфакс», 25% — у британской компании Experian (помогает компаниям управлять кредитными рисками, предотвращать мошенничества, вести маркетинг и автоматизировать процессы принятия решений в 65 странах).

База бюро насчитывает около 50 млн кредитных историй и охватывает все регионы страны. «По функциональности «Национальный хантер» шире», — говорит Кулик, замечая, что запуск сервиса осложняли требования к формату предоставления информации: он должен быть единым для всех банков-участников.

Разработкой «Национального хантера» занимались британские партнеры, уточнил Кулик: «У них самый большой опыт в этой сфере. 50% всех мировых мошенничеств по картам происходит именно здесь». В Великобритании работает аналогичный национальный сервис UK Hunter.

Решение Сбербанка связано с запуском «кредитной фабрики». За последние три года госбанк обработал 6,7 млн заявок, проанализировал более 10 млн заемщиков с учетом поручителей. Просрочка Сбербанка на конец 2010 года составляла 7,3%, на 30 июня 2011 года — 6,63%, тогда как в целом по сектору — 4,5% (по данным ЦБ на 1 августа 2011 года).

Подключение к новой системе будет платным. В ноябре Сбербанк планирует подвести первые итоги работы нового сервиса и принять решение по цене участия в программе для остальных банков.

Система будет востребована, уверены опрошенные «Газетой.Ru» банкиры. «На данном этапе российский банковский сектор, к сожалению, характеризуется довольно большой закрытостью и отсутствием налаженного обмена информацией, тем более в области мошеннических операций», — говорит директор департамента экономической и информационной защиты бизнеса Росгосстрах-банка Артем Гонта. Пока обмен банковской информацией между кредитными организациями существует, как правило, в регионах, рассказывает Гонта: существуют специальные электронные площадки, где службы безопасности банков могут обменяться данными.

Наибольший урон банкам приносит мошенничество в потребительском кредитовании. Люди берут кредиты, предоставляя в банк поддельные справки о доходе и месте работы. Или используют полностью поддельные документы в сговоре с работниками банка. В автокредитовании используются схемы, когда клиент приносит в банк счет из «фальшивого» автосалона и после перевода банком денег по указанным в нем реквизитам средства зачисляются на счет фирмы-однодневки. Или один автомобиль выступает в качестве залога в разных банках.

Часто из-за низкой финансовой грамотности среди людей бытует мнение, что кредиты можно не возвращать, добавляет аналитик ФЦ «Инфина» Вероника Чекина. «Если потенциальный заемщик будет знать, что все его действия отслеживаются, то процент любителей не выполнять обязательства сократится», — считает она. Среди заемщиков мошенниками оказываются менее 10%, приводит статистику начальник отдела по работе на финансовых рынках Солид-банка Федор Тихонов.

«Кризис научил банкиров внимательно анализировать платежеспособность своих заемщиков, — объясняет гендиректор коллекторского агентства «Центр ЮСБ» Александр Федоров. — Создание такой системы — очередной шаг по совершенствованию клиринга».

Чекина сомневается в эффективности «Национального хантера»: «Для того чтобы система реально заработала, необходимо создать сложные правила, помогающие отлавливать действительно сомнительные заявки, а не просто находить случайные совпадения или разночтения».

Качественный заемщик, заполняя кредитную заявку в разных банках, может, например, применять разные сокращения в названии улиц и т. п., приводит пример аналитик: «Кроме того, большое значение имеет скорость обработки информации, а также надежность защиты от возможных внешних попыток вмешательства в деятельность системы или утечки информации». «Отсечь мошенников невозможно, — категорична Чекина. — Любая система окажется бессильной, если при выдаче кредита имел место сговор с сотрудниками банка».