Президент «Российских железных дорог» Владимир Якунин заявил о возможном вхождении Пенсионного фонда России в уставный капитал монополии.
«Сегодня инфраструктурная компания, безусловно, представляет интерес для пенсионных фондов. Я считаю, что суперидеей для решения проблем российской пенсионной системы было бы вхождение ПФР во владение частью акций РЖД», — сказал «Интерфаксу» глава РЖД.
Он не исключает альтернативный вариант использования средств Пенсионного фонда для инвестирования в инфраструктурные проекты. «Мы зарабатываем деньги, и мы точно будем существовать до тех пор, пока будет существовать наше государство», — заявил Якунин.
Топ-менеджер назвал идею привлечения средств Пенсионного фонда в инфраструктурные проекты «очень перспективной».
Возможная приватизация РЖД обсуждается несколько лет. В начале июня Якунин заявлял, что считает разумной продажу 10–15% акций РЖД стратегическому инвестору после 2013 года. «Моя личная позиция — спешить с продажей в одном лоте большого пакета РЖД не надо. Я считаю, нужно сначала посмотреть, как будет работать компания с миноритарным партнером и кто им может быть», — говорит Якунин.
По мнению Якунина, в 2013 году произойдет окончательное восстановление экономики России и можно будет реально оценивать, сколько стоят акции.
Глава Минтранса Игорь Левитин ранее заявлял, что считает целесообразным продажу до 10% акций РЖД до 2015 года. Окончательное решение по размеру пакета акций РЖД для приватизации пока не принято.
Приватизация готовится параллельно с реформой бизнеса РЖД: концепция реорганизации предполагает выделение из монополии компаний, работающих на конкурентных рынках. В итоге РЖД трасформируются в оператора железнодорожной инфраструктуры, говорит источник, близкий к совету директоров монополии.
В 2011 году на приватизацию выставлены две «дочки» РЖД — «Первая грузовая компания» и «Трансконтейнер».
Министр экономического развития Эльвира Набиуллина ранее говорила, что приватизация самих РЖД откладывается: «Нужно создать грузовые компании, чтобы появилась конкуренция на рынке грузовых перевозок, а потом уже смотреть, как привлекать частных инвесторов в инфраструктурную составляющую».
Инвестировать разрешается только накопительную часть пенсии. Будущие пенсионеры могут выбрать для этого негосударственный пенсионный фонд или частную УК. Средства тех, кто не определился, «молчунов», направляются в госкорпорацию ВЭБ.
Сейчас консервативный портфель предполагает инвестиции в государственные облигации, а расширенный – в корпоративные и ипотечные облигации, субфедеральные облигации и долговые бумаги международных финансовых организаций. Пенсионные накопления «молчунов» автоматически переходят в расширенный портфель. На конец 2010 года его объем достиг 738 млрд рублей.
Сотрудничество ПФР и РЖД в финансовой сфере было бы логично, полагает эксперт отдела проектного финансирования «Грант Торнтон» в России Марат Валиев. «Обе организации являются государственными структурами. Бизнес обеих структур обладает аналогичными низкими рисками», — говорит Валиев.
Но действующее законодательство не предполагает механизма вхождения ПФР в уставный капитал компаний, напоминает руководитель департамента стратегического анализа компании ФБК (организация включена Минюстом в список иноагентов) Игорь Николаев.
В рамках действующего законодательства возможна только покупка ВЭБом облигаций, выпущенных под инфраструктурные проекты. Это уже делается. В этом году были распроданы облигации на 10 млрд рублей «Западного скоростного диаметра» — компании, принадлежащей администрации Санкт-Петербурга. На эти деньги будет достраиваться скоростная автострада, пересекающая город с севера на юг.
Но доходность по инфраструктурным облигациям невысока, отмечает Валиев. «Кроме того, рост капитализации РЖД ограничен. Правительство планирует сдерживать рост тарифов РЖД, ориентируясь на годовой прогноз инфляции», — подчеркнул эксперт.
«Покупка Пенсионным фондом акций РЖД или другой госкомпании теоретически возможна, но для этого нужно, чтобы ПФР хотя бы стал бездефицитным. Иначе ПФР будет вынужден брать деньги из бюджета для того, чтобы инвестировать в РЖД. Это не очень хорошая идея», — говорит Николаев.
Дефицит ПФР по итогам 2010 года составил 1,3 трлн рублей. Председатель Пенсионного фонда России Антон Дроздов замечает, что обсуждение вариантов развития пенсионной системы продолжается.