Подпишитесь на оповещения
от Газеты.Ru
Дополнительно подписаться
на сообщения раздела СПОРТ
Отклонить
Подписаться
Получать сообщения
раздела Спорт

Сбербанк Полиграфыч

Сбербанк начинает установку банкоматов, оборудованных системой распознавания речи

Глеб Климентьев 11.06.2011, 12:08
ИТАР-ТАСС

Банкоматы Сбербанка будут работать по принципу детектора лжи. Госбанк разворачивает сеть терминалов, распознающих голос. Программа анализирует спектр голосовых частот и отказывает в кредитах тем, чей голос выдает излишнее волнение. Юристы ждут волны судебных исков против Сбербанка.

Сбербанк начинает установку банкоматов, оборудованных системой спектрального анализа голоса и распознавания отпечатков пальцев, рассказали «Газете.Ru» в банке. Также банкоматы сканируют документы. Сколько потратят на запуск новых банкоматов, в банке не раскрыли.

Основная цель нововведения, по словам представителя Сбербанка, снизить уровень мошенничества с банковскими картами. Но устройство оказывает «практически весь спектр повседневных розничных услуг: вкладные операции, операции с банковскими картами, выдача кредитов, прием платежей».
При выдаче кредитов устройства могут использоваться как детектор лжи для потенциальных заемщиков.

При ответах на вопросы «Работаете ли вы?», «Есть ли у вас непогашенные ссуды?» машина анализирует вибрацию голоса, его темп и приходит к выводу, обманывает ее клиент или нет. О подготовке к запуску «модульных офисов» банк впервые сообщил в начале сентября 2010 года. Теперь планируется, что новые терминалы будут установлены во всех отделениях Сбербанка.

Система голосового анализа разработана Центром речевых технологий. Программа анализирует вибрацию и тон голоса, алгоритм настроен на фиксацию отклонений от нормы.

«Стандартные программы настроены на спектральный анализ. Когда человек врет, интонации меняются, а программа раскладывает звук на спектральные составляющие и распознает отклонения», — объясняет ветеран Службы внешней разведки.

По его словам, для получения «правдивого» спектра в работе используются заведомо простые, безразличные для испытуемого вопросы – адрес, семейное положение, наличие детей и т. д. Затем могут задаваться вопросы, ответы на которые могут быть ложными. Спектр сравнивается.

«100-процентного результата такая система не дает, как и детектор лжи, который дополнен датчиками потливости и т. д. Люди, владеющие собой, могут обмануть аппаратные комплексы за счет специфических ответов, знания особенностей работы детектора, контроля за ситуацией. Но это работа для профессионалов, а не для любителей», — объяснил он.

По мнению члена комитета Госдумы по финансовому рынку Павла Медведева, банкам было бы выгодно внедрять новые эффективные меры определения качества заемщика. «Но возникает другой вопрос – наличие документа о том, что потенциальному заемщику предстоит испытать. Возможно, перед использованием такой процедуры человек будет предупрежден об использовании детектора лжи и сам будет выбирать свои дальнейшие действия», — говорит Медведев, добавляя, что с точки зрения законодательной базы весьма сложно разработать закон о полиграфе.

В крупном банке, работающем на территории России, идею Сбербанка назвали «бредом»: «Даже если заемщик даст свое согласие, то при использовании детекторов лжи ошибки возникают в 50% случаев. При таких рисках сколько будет ставка по кредиту – 100%?!»

Председатель Ассоциации адвокатов России за права человека Евгений Архипов считает, что Сбербанк может спровоцировать отток части клиентов. «Это антипиар Сбербанка. У него и так высокие требования, а новая система предполагает дополнительные неудобства». Он прогнозирует многочисленные иски против банка. «Машина может ошибаться. Велики шансы, что потребители будут выигрывать процессы», — резюмирует юрист.