Пенсионный советник

Подпишитесь на оповещения от Газета.Ru

Сбербанк Полиграфыч

Сбербанк начинает установку банкоматов, оборудованных системой распознавания речи

Глеб Климентьев 11.06.2011, 12:08
ИТАР-ТАСС

Банкоматы Сбербанка будут работать по принципу детектора лжи. Госбанк разворачивает сеть терминалов, распознающих голос. Программа анализирует спектр голосовых частот и отказывает в кредитах тем, чей голос выдает излишнее волнение. Юристы ждут волны судебных исков против Сбербанка.

Сбербанк начинает установку банкоматов, оборудованных системой спектрального анализа голоса и распознавания отпечатков пальцев, рассказали «Газете.Ru» в банке. Также банкоматы сканируют документы. Сколько потратят на запуск новых банкоматов, в банке не раскрыли.

Основная цель нововведения, по словам представителя Сбербанка, снизить уровень мошенничества с банковскими картами. Но устройство оказывает «практически весь спектр повседневных розничных услуг: вкладные операции, операции с банковскими картами, выдача кредитов, прием платежей».
При выдаче кредитов устройства могут использоваться как детектор лжи для потенциальных заемщиков.

При ответах на вопросы «Работаете ли вы?», «Есть ли у вас непогашенные ссуды?» машина анализирует вибрацию голоса, его темп и приходит к выводу, обманывает ее клиент или нет. О подготовке к запуску «модульных офисов» банк впервые сообщил в начале сентября 2010 года. Теперь планируется, что новые терминалы будут установлены во всех отделениях Сбербанка.

Система голосового анализа разработана Центром речевых технологий. Программа анализирует вибрацию и тон голоса, алгоритм настроен на фиксацию отклонений от нормы.

«Стандартные программы настроены на спектральный анализ. Когда человек врет, интонации меняются, а программа раскладывает звук на спектральные составляющие и распознает отклонения», — объясняет ветеран Службы внешней разведки.

По его словам, для получения «правдивого» спектра в работе используются заведомо простые, безразличные для испытуемого вопросы – адрес, семейное положение, наличие детей и т. д. Затем могут задаваться вопросы, ответы на которые могут быть ложными. Спектр сравнивается.

«100-процентного результата такая система не дает, как и детектор лжи, который дополнен датчиками потливости и т. д. Люди, владеющие собой, могут обмануть аппаратные комплексы за счет специфических ответов, знания особенностей работы детектора, контроля за ситуацией. Но это работа для профессионалов, а не для любителей», — объяснил он.

По мнению члена комитета Госдумы по финансовому рынку Павла Медведева, банкам было бы выгодно внедрять новые эффективные меры определения качества заемщика. «Но возникает другой вопрос – наличие документа о том, что потенциальному заемщику предстоит испытать. Возможно, перед использованием такой процедуры человек будет предупрежден об использовании детектора лжи и сам будет выбирать свои дальнейшие действия», — говорит Медведев, добавляя, что с точки зрения законодательной базы весьма сложно разработать закон о полиграфе.

В крупном банке, работающем на территории России, идею Сбербанка назвали «бредом»: «Даже если заемщик даст свое согласие, то при использовании детекторов лжи ошибки возникают в 50% случаев. При таких рисках сколько будет ставка по кредиту – 100%?!»

Председатель Ассоциации адвокатов России за права человека Евгений Архипов считает, что Сбербанк может спровоцировать отток части клиентов. «Это антипиар Сбербанка. У него и так высокие требования, а новая система предполагает дополнительные неудобства». Он прогнозирует многочисленные иски против банка. «Машина может ошибаться. Велики шансы, что потребители будут выигрывать процессы», — резюмирует юрист.