ФАС регулирует заправки

Нефтяным компаниям запретят занимать на топливном рынке более 25%

Алексей Топалов 24.03.2011, 18:31
Евгений Козырев/Коммерсантъ

Не более четверти АЗС в регионе могут принадлежать одной компании. А если она в целом доминирует на местном топливном рынке, ей запретят совмещать оптовую и розничную торговлю. Такой законопроект подготовила ФАС. Эксперты приветствуют инициативу, а крупные нефтяные компании предрекают топливный кризис.

Федеральная антимонопольная служба предлагает масштабную реформу рынка топлива. Согласно законопроекту «Об обороте нефти и нефтепродуктов», опубликованному ФАС в четверг, компании, занимающие доминирующее положение на топливном рынке (более 25% в регионе), со следующего года не смогут совмещать оптовую и розничную торговлю бензином, дизельным и авиатопливом.

Если компания нарушит это положение, то суд будет вправе принять решение о принудительном ее разделении либо выделении из ее состава одной или нескольких коммерческих структур.

Решение суда должно быть исполнено в течение полугода. Выделенные компании должны быть проданы на торгах независимому покупателю.

Также компания, занимающая более 25% розничного рынка, уже не сможет приобретать новые АЗС. А если все же попытается — сделка будет признана ничтожной.

Для облегчения контроля за ними компании обязаны вести раздельный учет доходов и расходов по видам нефтепродуктов при их производстве, по крупно- и мелкооптовой, а также розничной торговле. Раздельный учет должны будут вести и владельцы нефтепродуктовых хранилищ, если их емкость в регионе превышает 25%.

Эксперты инициативу одобряют. «Предложение направлено на повышение конкуренции на розничном рынке, — говорит президент Московской топливной ассоциации Евгений Аркуша. — Повышение конкуренции повысит прозрачность ценообразования — сейчас оно крайне непрозрачно, так как зависит от крупных компаний, монополизировавших рынок».

Предложения ФАС затрагивают и доступ к инфраструктуре. Хозяйствующий субъект, владеющий долей более 25% в нефтехранилищах региона, обязан предоставлять более мелким собственникам услуги по хранению топлива на недискриминационных условиях. «Это очень важное предложение, — говорит аналитик ИК «Универ» Дмитрий Александров. —

Многие мелкие компании — владельцы АЗС не могут выйти на биржевые торги именно потому, что их собственные мощности по хранению топлива не позволяют им закупать на биржах необходимые объемы. В результате им приходилось обращаться к владельцам нефтебаз — ВИНКам, которые могли выставить любые условия».

«ЛУКойл», ТНК-ВР и «Газпром нефть«отказались комментировать инициативу ФАС. «Роснефть» была в четверг недоступна для комментариев. Но источник в одной из крупных компаний пояснил «Газете.Ru», что новый законопроект — это подготовка к введению госрегулирования отрасли.

«Если законопроект будет принят, крупным компаниям придется снизить свою долю до 25% рынка — конечно, если они хотят и дальше совмещать оптовую и розничную торговлю, — говорит источник. — Но рентабельность розничных продаж и без того в последнее время стремится к нулю, а если власти еще и законодательно ограничат долю рынка, крупные компании могут вообще потерять интерес к рознице, так как эффективность бизнеса упадет, и полностью выйти из нее». По его мнению, последствия этого будут негативны для рынка.

«Госрегулирование мы уже проходили, — напоминает собеседник «Газеты.Ru». — Это дефицит топлива, очереди, талоны, спекуляция, массовое распространение суррогатов и подделок».

Впрочем, у законопроекта будет очень много противников, причем весьма влиятельных, намекает он.