В четверг президиум правительства обсудит «Итоги выполнения плана мероприятий по совершенствованию госуправления на 2009—2010 годы». Речь идет в том числе о результатах работы механизма по контролю за нормотворчеством чиновников, введенном летом прошлого года. «Все нормативные акты, которые, по мнению бизнеса, могут привести к возникновению новых административных барьеров», должны проходить соответствующую экспертизу, напомнил суть нововведения источник в правительстве. Результаты полугодового мониторинга неутешительны: более 50% документов получают при этой экспертизе отрицательное заключение, рассказал источник.
Экспертиза на так называемое регулирующее воздействие обязательна для проектов всех нормативных актов в области госконтроля, установления обязательных требований к продукции, безопасности процессов производства и оценки соответствия. Сначала проект документа поступает в Минэкономразвития на предварительную оценку. Если, изучив его в течение пяти дней, эксперты министерства заподозрят, что документ вводит избыточные административные барьеры и иные ограничения для бизнеса, предполагает рост издержек для предпринимателей или ведет к необоснованным расходам бюджета, то он подвергается более пристальной проверке. На это отводится 30 дней, и к работе подключается бизнес.
«Если углубленная проверка дает также отрицательное заключение, проект идет на доработку. Пока практика складывается так, что ведомства не рискуют вносить в правительство акты с отрицательным заключением», — говорит вице-президент «Опоры России» Владислав Корочкин.
В качестве экспертов от бизнеса Минэкономразвития привлекло представителей Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), общественной организации «Деловая Россия», общественной организацией малого бизнеса «Опора России» и Торгово-промышленной палаты. В начале февраля 2011 года министр экономического развития Эльвира Набиуллина на встрече с бизнесом рассказала о результатах проверки 55 актов. «В 30 случаях мы пришли к выводу, что предлагаемое регулирование может повлечь необоснованные расходы бизнеса», — сказала она.
Примеров таких актов очень много, соглашается бизнес.
«Якобы, готовя нормативные документы, чиновники защищают интересы государства. Но на деле регулируют все и вся, поэтому наворачивают друг на друга различные регулирующие функции и требования. Это хуже для государства, потому что требует дополнительных затрат», — констатирует председатель «Деловой России» Борис Титов.
Бизнес доволен сотрудничеством, но предлагает расширить круг актов, которые подвергаются экспертизе. «Мы бы хотели, чтобы со временем в перечень включили и налоговое, и таможенное законодательство. Но мы понимаем, что нереально сразу все сделать. Механизм сам новый, технологии новые, все только разрабатывается. Если сейчас департамент завалить всеми нормативными актами, то ничего хорошего не выйдет», — говорит Корочкин.
Вопросы у предпринимателей есть и к самому процессу оценки регулирующего воздействия. «Одно из предложений, которое мы взяли из мировой практики, — это обязательная оценка такого воздействия тем ведомством, которое готовило нормативный документ. Это не отменяет оценки Минэкономразвития, но значительно ускорит его работу», — говорит Корочкин. «Да и времени для оценки мало. К тому же мы не видим, что делают другие министерства: даже если Минэкономики примет наши замечания, другие могут отказать. Мы исключены из процесса межведомственного соглашения», — добавляет Титов.