Рынки попали под страхнадзор

ФСФР ликвидируют

Сюзанна Камара 16.12.2010, 18:18
РИА «Новости»

Федеральная служба по финансовым рынкам может быть упразднена. Минфин предложил создать прототип мегарегулятора — Федеральную финансовую службу — на основе Росстрахнадзора. Государство собирается жестче контролировать бизнес в России, оценили новую инициативу участники рынка.

Минфин предлагает упразднить Федеральную службу по финансовым рынкам (ФСФР) и создать новый орган финансового контроля на основе Росстрахнадзора, следует из проекта приказа, опубликованного на сайте ведомства.

«Преобразовать Федеральную службу страхового надзора в Федеральную финансовую службу, передав ей функции упраздняемой Федеральной службы по финансовым рынкам по контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением банковской и аудиторской деятельности)», — говорится в проекте Минфина. Кроме этого вместо ФСФР Минфин собирается взять себе право инициировать и принимать законы, касающиеся финансовых рынков.

Сейчас Федеральная служба страхового надзора находится в ведении министерства финансов , а ФСФР - в ведении правительства.

Новая служба, которую предложили создать в министерстве, — это прототип финансового мегарегулятора. По данным «Коммерсанта», ведомство может возглавить директор департамента финансовой политики Минфина Алексей Саватюгин. Чиновник отказался прокомментировать «Газете.Ru» эту информацию: «О смене работы со мной никто не говорил последние шесть лет».

Законопроект о мегарегуляторе финансовых рынков России был внесен в Госдуму в начале сентября.

Документ предполагает создание единого органа регулирования финансовых рынков на базах как Росстрахнадзора, так и ФСФР.

Объединенная служба должна будет контролировать рынки лизинга и факторинга, ценных бумаг, коллективных инвестиций, страхования, аудиторских и риелторских услуг, оценщиков и актуариев. Согласно проекту закона, мегарегулятор должен быть независим от правительства, Центробанка, а также органов исполнительной власти разных уровней.

В конце ноября и глава Минфина Алексей Кудрин говорил, что единый регулятор стоит создавать путем слияния Росгосстраха и ФСФР. «Возможность объединения ФСФР с Росстрахнадзором вполне реалистична», — отметил тогда Кудрин, заверив, что Минфин работает над этим. Тогда Кудрин считал, что необходимо сблизить регулирование сфер финансового рынка, рынка страхования и банковских услуг. «Будем двигаться постепенно. Думаю, что перспектива объединения двух как минимум структур, для того чтобы унифицировать инструменты регулирования, у нас есть», — отмечал он.

Руководитель ФСФР Владимир Миловидов в тот момент предложение поддержал. «Я отношусь к этой идее как к заслуживающей внимания, — сказал Миловидов. — Возможность такого объединения, с моей точки зрения, присутствует, но пока никаких решений по этому вопросу нет».

В четверг глава ФСФР заявил, что создание подведомственного органа в роли мегарегулятора может быть «не совсем верным» решением. «Сегодня Минфин лишь в очередной раз высказал свою точку зрения, которую можно критиковать или поддерживать. Пока окончательного решения все равно нет, рассуждать рано, но, на мой взгляд, это не самый оптимальный путь решения вопроса, ведь у нас уже есть сложившаяся структура власти, и говорить о создании мегарегулятора в сугубо ведомственном подчинении не совсем верно», — отмечает Миловидов.

Участники рынка признаются, что не понимают формат и функции вновь создаваемого ведомства. «Зачем передавать законотворческие функции по отрасли в Минфин, логичнее оставлять их в одном ведомстве», — говорит глава аналитического департамента «Альпари» Егор Сусин.

Государство собирается жестче контролировать бизнес в России, сетует участник рынка на условиях анонимности. По его словам, ФСФР — «одна из немногих живых госструктур».

В части аудита, актуариев и оценщиков регулирование тоже будет затруднено, считают эксперты. Сложно представить возможность передачи регулирующих функций новому ведомству, тем более таких масштабов, отмечает директор департамента аудита «СВ-Аудит» Дарья Перковская. Эта деятельность, по ее словам, настолько сложна и специфична, что даже в нынешней ситуации, когда она регулируется специально созданными саморегулируемыми организациями, многие вопросы решаются долго. «Несмотря на то что СРО аудиторов действуют уже год, многие процессы не отлажены. Если процесс создания мегарегулятора ограничится техническим объединением действующих в настоящее время регуляторов, то реально это делу не поможет», — говорит Перковская.