Белорусские чиновники раскрыли новую схему реализации нефтяного соглашения между Минском и Каракасом. Белоруссия перестанет возить венесуэльскую нефть танкерами, а будет перепродавать ее США. Полученные деньги пойдут на покупку нефти в Азербайджане. Описанная схема не противоречит подписанным накануне соглашениям с Россией о поставках нефти в рамках Таможенного союза без пошлин.
В соответствии с договоренностями Минска и Каракаса, в 2010 году Белоруссия закупает в Венесуэле 4 млн тонн нефти, в 2011 году 10 млн тонн, до 8 млн тонн из которых после подхода танкеров в порт Одессы планировалось транспортировать по трубопроводу Одесса – Броды.
Аргументом в пользу подписания контракта с Венесуэлой была возможность диверсификации поставок и снижение зависимости от России.
Стоимость контракта не разглашается. По неофициальной информации, Белоруссия покупает нефть сорта «Санта-Барбара» с 30-процентной скидкой от рыночной цены. Оппоненты президента Белоруссии Александра Лукашенко критикуют контракт с Венесуэлой из-за «противоречия логистическим законам рынка нефти»: обоснованность доставки сырья танкерами в порты Украины и Прибалтики с дальнейшей перевозкой по железным дорогам или прокачка по трубе Одесса — Броды в аверсном режиме вызывала споры в экспертных кругах.
В понедельник, выступая на Всебелорусском народном собрании, Александр Лукашенко ответил критикам: «Ну Лукашенко, ну дурачок, что за экономист, это же так невыгодно... Вы что думаете, что я б сюда нефть вез, если б она была убыточная? Так у нас нефти убыточной хватает. Не надо никуда ехать. Россия зальет завтра нефтью. Но мы, переработав по той цене, которую Россия нам предложила, окажемся не просто в тупике, а в яме... Поэтому я по миру начал искать нефть. И мы ее нашли. 10 млн тонн в год самой качественной нефти... Подчеркиваю, рентабельной нефти. Это наука всем, кто пытается с позиции силы разговаривать с Беларусью», – заявил президент.
Позднее первый вице-премьер Белоруссии Владимир Семашко уточнил, что Белоруссия планирует оптимизировать схему поставок нефти из Венесуэлы. «Я был пару дней назад в Лондоне, Женеве, решали эти проблемы. Будут так называемые своп-схемы. Это позволит сэкономить на каждой тонне поставляемой нефти $10–11», – сказал Семашко.
Реализация своп-схемы преполагает, что Белоруссия покупает нефть у Венесуэлы и продает ее в США, а на вырученные деньги покупает нефть у Азербайджана. В этом случае танкеры проследуют от Грузии до Одессы. Дальше в Белоруссию нефть пойдет по трубе Одесса — Броды.
Оценить объемы поставок можно исходя из того, что в октябре Белорусская нефтяная компания и венесуэльская PDVSA заключили соглашение на поставку не менее 30 млн тонн нефти в 2011–2013 годах.
Возможность замещения венесульской нефти сырьем из Баку обсуждалась Александром Лукашенко и президентом Государственной нефтяной компании Азербайджана Ровнагом Абдуллаевым еще в ноябре. Тогда белорусский президент заявил: «Вы выигрываете десятки долларов на одной тонне, мы также выигрываем. Я думаю, это вполне естественно. Речь идет о прокачке вашей нефти на наши заводы по нефтепроводу Одесса — Броды» с выходом на «Дружбу».
Руководитель бакинского Центра экономического и социального развития Вюгар Байрамов говорил, что «поставка азербайджанской нефти в Белоруссию сейчас кажется более реальной, нежели прежде, и последние переговоры показывают, что это сотрудничество сулит большие возможности».
Белоруссия стала интересна Азербайджану в связи с планами Баку по наращиванию экспорта нефти в Европу. Возможности нефтепровода Баку — Тбилиси — Джейхан, по которому сейчас идут поставки азербайджанской нефти в обход России, используются на 100%, а добыча нефти на Каспии растет. «Если в текущем году посредством нефтепровода Одесса — Броды будет перекачана нефть, то Азербайджан будет в состоянии поставить 6 млн тонн. Через два года Азербайджан сможет отправить 10 млн тонн нефти», – заявил Байрамов.
Качество азербайджанской нефти выше качества поставляемой из Венесуэлы. Баррель азербайджанской нефти дороже барреля «Санта-Барбары» на $5. Соответственно, тонна азербайджанской нефти будет обходиться Белоруссии примерно на $36 дороже венесуэльской. Но эффективность ее переработки на белорусских НПЗ выше.
Кроме того, цена будет зависеть от тарифов на транзит. «Азербайджан не заинтересован в увеличении транзитных расходов и стремится к тому, чтобы его нефть была дешевле российской. И последние подсчеты говорят о том, что, если проект нефтепровода реализуется, нефть, экспортируемая по нему, будет дешевле российской», – отметил Вюгар Байрамов.
«После реализации американско-азербайджанской схемы Минск начнет действительно зарабатывать на венесуэльской нефти», – считает белорусский эксперт Виктор Демидов.
«Договоренность о беспошлинных поставках в Белоруссию российской нефти с Нового года в рамках Единого экономического пространства в данной схеме ничего не изменит», – говорит Павел Пчельник, юрист одной из белорусских компаний-нефтетрейдеров. «Белоруссия согласилась взимать пошлины на экспорт нефтепродуктов и передавать 100% сборов России. Раньше Минск зарабатывал, перерабатывая льготную российскую нефть и продавая нефтепродукты в Европу. С начала 2010 года процесс приостановлен. В такой ситуации альтернативные поставки нефти из Азербайджана актуальны для Белоруссии», – пояснил эксперт.