Сбербанк побил карты Рустама Тарико

Сбербанк выпустит American Express

businessweek.com
Сбербанк будет выпускать карты American Express. Банк «Русский Стандарт» Рустама Тарико потерял монополию на их эмиссию. За счет Сбербанка американская компания рассчитывает увеличить присутствие на рынке.

В 2011 году Сбербанк начнет выпуск кредитных карт American Express (AmEx) в рублях, евро и американских долларах, сообщили в банке. В рамках заключенного соглашения госбанк будет осуществлять эмиссию и обслуживание держателей карт, маркетинг и управление рисками в отношении карточных продуктов.

«Сотрудничество с American Express, брендом с мировым признанием, является взаимовыгодным для наших организаций и, что более важно, привносит дополнительные преимущества для клиентов Сбербанка, — отметил заместитель председателя правления Сбербанка Александр Торбахов. — Заключенное соглашение позволит расширить наш ассортимент карточных продуктов, одновременно предоставляя клиентам доступ к уникальным дополнительным услугам и привилегиям, высоко оцениваемым во всем мире».

До последнего времени единственным эмитентом этих карт в России был банк «Русский Стандарт», принадлежащий Рустаму Тарико.

В апреле 2005 года он объявил о выпуске первой карты AmEx. Остальные банки, которые были агентами по распространению, должны были свернуть эту деятельность. «Русскому Стандарту» предоставили выпускать карты четырех категорий — Green, Gold, Platinum и Centurion. В июне 2007 года эквайринг карт тоже перешел «Русскому Стандарту», что было отмечено временными сбоями в работе: карты AmEx просто перестали принимать.

Пока доля карт AmEx на российском пластиковом рынке составляет менее 5%, тогда как Visa и MasterCard занимают 85% (данные на конец 2009 года).

«Доля карт AmEx на российском рынке ничтожно мала по сравнению даже с Mastrcard, не говоря уже о Visa. Политика компании привела к тому, что в российской эквайринговой сети карты принимаются сейчас очень ограниченно — только в дорогих ресторанах/бутиках, которые нацелены в основном на VIP-категорию, а также туристов из других стран»,

— констатирует начальник управления пластиковых карт Абсолют-банка Анна Зайцева.

AmEx рассчитывает увеличить присутствие на рынке за счет Сбербанка. «Партнерство со Сбербанком в области эмиссии платежных карт дает нам возможность расширить присутствие American Express на рынке и предоставить высококлассные премиальные услуги для еще более широкой клиентской аудитории в России», — сказал вице-президент и генеральный менеджер подразделения Global Network Services American Express Паскаль Гиньяр.

Сбербанк — крупнейший в стране эмитент пластиковых карт, по итогам первого полугодия он выпустил 44,8 млн карт, обеспечив 35% рынка. «Компании необходимо расширять клиентскую базу. American Express уже не первый год на российском рынке, время идет, а дальнейшего расширения бизнеса не происходит, видимо, войти на российский рынок с помощью только «Русского Стандарта» AmEx не удалось, — говорит Зайцева. — Я не думаю, что стоит говорить о том, что сотрудничество AmEx с банком «Русский Стандарт» сворачивается, однако политика AmEx однозначно меняется».

Интересы «Русского Стандарта» и Сбербанка разграничены. Лидер российского рынка будет эмитировать премиальные и суперпремиальные карты линии Blue box. Эксклюзивных прав на эту линию у «Русского Стандарта» не было, хотя выпуском ее он тоже занимался. Сбербанк настроен на клиентов в таких сегментах, как «массовый высокодоходный» и VIP. Но в дальнейшем логично предполагать расширение сотрудничества.

Для Сбербанка это прежде всего статусный проект, считают эксперты. «Коммерческий смысл может иметь, скорее, право на эквайринг. Думаю, это будет следующий и главный шаг. Возможно, AmEx поставил Сбербанку некое условие, например, сначала показать эмиссию, а потом начинать ведение переговоров на тему эквайринга.

Думаю, Сбербанк однозначно нацелен потеснить «Русский Стандарт» не только на тему эмиссии», — рассуждает Зайцева.

Не стоит ожидать новой волны недовольства со стороны остальных российских банков, оставшихся за бортом, подобную той, которая поднялась в 2005 и 2007 годах. «Обидеть второй раз на одну и ту же тему достаточно сложно, — иронизирует представитель Абсолют-банка. — Мелкие и средние банки практически не интересует эмиссия данных карт, а у крупных банков, у которых может быть интерес к таким картам, и он был, его отбили вышеупомянутой политикой наделения «Русского Стандарта» эксклюзивными правами. Возможно, AmEx осознал, что такая политика ни к чему не привела, и теперь ситуация будет меняться».