Счетная палата ознакомилась с проектом бюджета на 2011—2013 годы и советует обратить внимание на эффективность использования средств, особенно с учетом того, что в ближайшую трехлетку расходы будут расти. В 2011 году расходы бюджета в номинальном выражении увеличатся на 425,8 млрд, до 10,659 трлн рублей, в 2012 году — на 579,4 млрд, до 11,238 трлн рублей, в 2013 году — на 937,7 млрд, до 12,176 трлн рублей.
Правительство увеличивает бюджетные траты, несмотря на неполное использование выделенных средств в прошлые годы. Хуже всего обстоят дела с программами, за которые отвечают несколько ведомств. Так, например, «в 2011 году по сравнению с 2010 годом увеличение расходов предусмотрено по разделу «Лесное хозяйство» — на 64%, при этом неисполнение в 2009 году составило 11% к сводной бюджетной росписи с изменениями», отмечается в заключении Счетной палаты, имеющемся в распоряжении «Газеты.Ru». По разделу «Топливно-энергетический комплекс» в следующем году планируется увеличить расходы на 57,9%, хотя в прошлом году неисполнение составило 15,4%, по разделу «Обслуживание государственного и муниципального долга» — на 39,1% при неисполнении в 13,1%, по разделу «Охрана окружающей среды» — на 26,7% при неисполнении в 2,5%, по разделу «Дорожное хозяйство (дорожные фонды)» — на 20,8% при неисполнении в 6,1%.
Похожее происходит и с федеральным целевыми программами (ФЦП).
Например, по ФЦП «Развитие российских космодромов на 2006—2015 годы» в прошлом году использовали 72% выделенных бюджетных средств, за 8 месяцев этого года — 37,6%, при этом, согласно проекту бюджета на 2011—2013 годы, расходы увеличиваются по сравнению с предыдущим годом на 54,7%, на 45,5% и на 38% соответственно. То же касается и министерств. Так, в 2011 году по сравнению с 2010 годом расходы по Минкомсвязи увеличатся в 2,8 раза, хотя неисполнение в прошлом году составило 19,2%, по Минэнерго — на 27,7% (5,3%), по МЧС — на 17,2% (1,3%), по Минприроды — на 60,2% (1,4%), по Минпромторгу — на 48,7% (1,7%), по Минрегиону — на 30,5% (1,2%), по Минспорттуризму — на 23,8% (1,1%).
С расходами на Олимпиаду-2014 дело обстоит еще сложнее. В бюджете траты на это событие предусмотрены по нескольким статьям: в рамках госпрограммы «Организация и проведение Олимпийских игр 2014 года и развитие горноклиматического курорта в Сочи», в виде ассигнований Росдору и трат на экологическое сопровождение олимпийских объектов, в виде субсидий некоммерческим организациям и спортивным федерациям. Интересно, что
в бюджете не названа общая сумма затрат на Олимпиаду.
По экспертной оценке Счетной палаты, на Олимпиаду-2014 всего в 2011 году предусмотрено 192,8 млрд рублей, в 2012 году — 189,3 млрд рублей, в 2013 году — 84,2 млрд рублей. По мнению аудиторов, все расходы бюджета на подготовку и проведение Олимпийских игр целесообразно утверждать отдельным приложением к закону о бюджете.
Все эти замечания и предложения Счетная палата предлагает учесть Госдуме, которая будет рассматривать проект бюджета в первом чтении уже на следующей неделе.
Подход «чем больше денег выделим, тем больше проблем решим»
не работает, говорит научный руководитель Центра исследований постиндустриального общества Владислав Иноземцев.
«С приходом Владимир Путина в Белый дом система расходования бюджетных средств изменилась: в 2009—2010 годы происходит переход министерского исполнения бюджета к госпрограммам. Это снижает эффективность использования денег, завязывает те или иные госпрограммы на определенных вице-премьеров, — объясняет происхождение проблемы эксперт. — Возникает гонка за числами: кто получит контроль над большим количеством бюджетных потоков, тот увеличивает свой аппаратный вес. В таком случае экономии не может быть по определению».