Подпишитесь на оповещения
от Газеты.Ru
Дополнительно подписаться
на сообщения раздела СПОРТ
Отклонить
Подписаться
Получать сообщения
раздела Спорт

Бытовое счастье

Россияне затоварили квартиры

Андрей Ковалевский, Сюзанна Камара 14.08.2010, 15:56
Thinkstock/Fotobank.ru

Россияне близки к полному удовлетворению на бытовом уровне: почти все за 20 лет обзавелись телевизорами и холодильниками. Однако перейти на новый уровень самосознания и участвовать в политической и экономической жизни они все равно не будут. Низкие доходы и сбережения заставляют думать лишь о решении локальных проблем.

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил данные о том, зачем россияне приобретают товары длительного пользования, какой стратегии приобретения (накопление, кредит, в долг) придерживаются и где предпочитают совершать крупные покупки: в своем населенном пункте или в других местах. Опрос ВЦИОМ провел в середине июля. В нем участвовали 1600 человек в 140 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России.

Как показало исследование, за десять лет количество бытовой техники в домах россиян существенно выросло. Так, практически в каждой семье сегодня есть телевизор и холодильник (по 96%; в 1990 году 87% и 85% соответственно). Также более 89% опрошенных — обладатели стиральной машины (в 1990-м их было 73%), пылесоса — 80% (66% в 1990-м), часов — 85% (78% в 1990-м) и мебели — 91%(с 48% в 1990-м). Резко увеличилась в России доля владельцев микроволновых печей — с 3% в 1990-м до 55% сейчас, а также видеомагнитофонов и DVD-плееров — с 4% до 63%. В то же время из домов респондентов исчезают радиотехника (она есть у 47% против 61% в 1990 году), швейные машины (с 55% до 47%) и пианино (с 11% до 6%).

Между тем, как и 20 лет назад, основной причиной совершения крупных покупок для большинства россиян (61%) остается стремление к тому, чтобы в доме было все для удобной жизни.

Почти половина (45%) сограждан приобретают подобные товары с целью заменить старые вещи новыми, причем за последние годы этот стимул стал более популярным (с 39% в 1990 году). Меньшинство (7%) граждан делают крупные покупки, руководствуясь желанием иметь красивые и дорогие вещи. 3% рассматривают дорогостоящие покупки как способ инвестиций, а 1% убежден, что в условиях дефицита подобные товары не будут лишними.

По данным исследования, больше половины россиян (58%) предпочитают откладывать деньги на приобретение дорогостоящих товаров, почти четверть опрошенных (23%) пользуется кредитом, а залезать в долги любят лишь 8%.

То, что большинство не использует кредиты для покупки, объясняется неразвитостью кредитной системы, высокими ставками и низкой доступностью кредита, нежеланием населения покупать в долг,

объясняют эксперты. Между тем в последние годы объем покупаемого в долг существенно вырос. Кредитная экспансия банков началась не так давно, сильный удар по сектору кредитования нанес кризис. Большинству людей пока проще накопить, чем выплачивать огромные проценты по кредиту, к тому же не все имеют нормальный доступ к банковскому кредиту, особенно это касается регионов и российской глубинки.

«Качество жизни определяется не только возможностью что-то купить. Конечно, относительно 1990 года материальная сторона жизни людей улучшилась», — считает начальник аналитического департамента ГК «Альпари» Егор Сусин. По его словам, существенно выросли доходы, экономика стала более либеральной, более открытой. Выросли цены на нефть и другие ресурсы, которые формируют значительную часть доходов населения, если в 1990 году они были на уровне $25 за баррель, то в 2010 составили $75 за баррель. За этот же период бытовая техника и электроника подорожали гораздо менее значительно. «Бытовая техника стала неотъемлемой составляющей жизни – это вполне нормальные процессы, любой человек хочет жить комфортно. Просто в 90-х мы начинали с «низкого старта», когда обеспеченность бытовой техникой была существенно ниже нормального уровня», — говорит Сусин.

Однако несмотря на то что уровень жизни людей вырос, говорить о переходе на другой уровень самосознания и более активном участии людей в экономической и политической жизни пока не приходится.

«2/3 россиян не имеют сбережений, фактически живут одним днем. В такой ситуации рост политической активности может носить только протестный характер. Российское общество более склонно идти параллельными путями с политиками, каждый своей дорогой», — говорит Сусин.

Достаточно посмотреть на недавние опросы Левада-центра: 56% опрошенных считают, что власть игнорирует протестные акции, но участвовать в них готовы только единицы, хотя 85% опрошенных считает, что нужно прислушиваться к мнению участников акций. Люди больше озабоченными своими локальными проблемами, предпочитая оставаться от политики как можно дальше, считает Сусин. Общество пока не готово массово отстаивать свои интересы отчасти из-за страха (потерять работу, столкнуться с давлением со стороны силовых и других властных структур).