Пенсионный советник

Правительство отыграется на узких местах

Правительство утвердит основные параметры бюджета следующего года

Рустем Фаляхов 29.07.2010, 19:41
ИТАР-ТАСС

Правительство утвердило основные параметры бюджета на 2011–2013 годы. Дефицит сократится до 3,6% ВВП, а львиную долю дополнительных доходов отправят на выполнение соцобязательств. При этом непонятно, за счет чего будет восстанавливаться экономика, если грядет повышение налогов и сокращение госрасходов.

Бюджетные проектировки были утверждены на заседании президиума правительства в четверг, 29 июля. Рассчитаны они были исходя из прогнозных темпов роста экономики России на уровне 3,4% в 2011 году, 3,5% в 2012 году и 4,2% в 2013 году и курса рубля на уровне 29,3 рублей за $1 в 2011 году, 28,4 рублей в 2012 году, а также цены на нефть на уровне $75 за баррель в 2011 году, $78 в 2012 году и $79 в 2013 году.

Таким образом, доходы федерального бюджета в 2011 году составят 8,6 трлн рублей, или 17,3% ВВП, расходы 10,4 трлн рублей, или 20,9% ВВП, дефицит бюджета составит 1,8 трлн рублей и снизится в 2011 году до 3,6% ВВП против 5,4% в 2010 году. Доходы федерального бюджета в 2012 году планируются на уровне 16,5% ВВП, расходы 19,6% ВВП. На 2013 год доходы запланированы на уровне 16,1% ВВП, расходы снизятся до 19% ВВП.

На покрытие дефицита бюджета в 2011 году будет направлено 242 млрд рублей средств Резервного фонда и 5 млрд рублей средств Фонда национального благосостояния. Остальное доберут повышением налогов, заимствованиями и распродажей госсобственности.

В ходе заседания президиума правительства премьер-министр Владимир Путин сообщил, что в проекте бюджета на 2011 год намечен

«серьезный рост инвестиционных расходов, в том числе финансирование ФЦП планируется увеличить до 981 миллиарда рублей».

Деньги по линии ФЦП будут выделяться на те программы, где пока сохраняются «узкие места», «где требуется участие государства в прорывных проектах, которые во многом определят перспективы целых секторов промышленности и социальных сфер».

ФЦП, отметил премьер, должны работать на закрепление нынешних позитивных тенденций и стимулировать качественные изменения в структуре экономики, развитии высоких технологий и модернизации инфраструктуры.

Детализировала инвестиционные расходы министр экономического развития Эльвира Набиуллина: на 2012 год правительство одобрило финансирование ФЦП на 806,6 млрд рублей, в 2013 году — на 750,1 млрд рублей. Всего в перечень ФЦП, подлежащих финансированию из федерального бюджета, включены 42 действующие программы, проекты 15 новых ФЦП и проекты трех новых госпрограмм. Таким образом, с 2011 года предлагается реализовывать 60 программ, в 2010 году реализуется 53 ФЦП.

В целом инвестиционные расходы бюджета, включающие в себя расходы на ФЦП и инвестиционные расходы непрограммной части бюджета, в 2011 году увеличатся на 15,3%, до 1 трлн 364 млрд рублей. При этом объем финансирования ФЦП увеличится на 19,2%.

Часть новых ФЦП будет приходить на замену завершающихся. К таким относится, например, программа «Образование». Набиуллина отметила, что

будет меняться сама структура ФЦП: планируется увеличивать долю программ, направленных на развитие высоких технологий.

Если в 2010 году доля таких программ составляет 25%, то к 2013 году она будет составлять 41,4%. Помимо этого несколько увеличится доля программ по транспортной инфраструктуре, но будет уменьшаться доля затрат на жилищный сектор, сказала Набиуллина. По ее словам, в 2009–2010 годах власти предпринимали меры по поддержке рынка жилья, однако сейчас спрос на жилье восстанавливается, поэтому государство будет постепенно выходить из этой сферы.

Для выполнения повышенных обязательств перед гражданами власти задействуют все имеющиеся источники пополнения бюджета. Впрочем, планы правительства по извлечению допдоходов от «массовой приватизации госсобственности» до конца так и не прояснились. Ранее Минфином были озвучены планы по продаже пакетов акций крупных госкомпаний и госбанков почти на 300 млрд рублей в 2011 году. Но из списка на разгосударствление первой «ушла» «Транснефть», за ней потянулись РЖД и АИЖК. Зато накануне в этот список вошли «Росагролизинг», «Росспиртпром» и ОЗК.

Но из расчетов Набиуллиной, озвученных в четверг, следует, что

доходы бюджета от приватизации в 2011 году ожидаются более скромными — порядка 200 млрд рублей.

«Эта цифра будет, на мой взгляд, больше 200 млрд рублей, если мы всю программу реализуем», — рассчитывает тем не менее министр.

По ее прогнозам, «доходы от приватизации в 2011–2013 годах будут на уровне 600–700 млрд рублей». Она пояснила, что речь идет о приватизации мелких компаний, предприятий, исключенных из списка стратегических, и о новых предложениях по продаже долей в крупных компаниях. Набиуллина дала понять, что объемы продажи госимущества прояснятся, когда будет окончательно утвержден список компаний на разгосударствление.

По мнению экспертов, планы по доходной части бюджета в последнее время верстаются исключительно из консервативных оценок, что называется с запасом. К тому же сам бюджетный процесс, принятие решений по параметрам бюджета, сохранение этих параметров или выход за их рамки — в этом больше политики, а не экономики. «По этим причинам правительство исполнит социальные обязательства практически при любой погоде на финансовых рынках», — полагает руководитель практики госконсалтинга ООО «Бизнес Решения» Алексей Калинин.

Но экспертов беспокоит то, что в проекте бюджета закладывается сокращение госрасходов, которые выполняют роль драйверов роста российской экономики в кризисные годы. В 2011 году госрасходы составят 20,2% ВВП, а затем будут сокращаться до 19,6% в 2012 году и 19% в 2013 году, подсчитал главный экономист УК «Финам менеджмент» Александр Осин. «Если еще вспомнить о грядущем увеличении налогов на бизнес, который и без того скорее жив, чем мертв, то непонятно, за счет каких стимулов наша экономика будет восстанавливаться», — недоумевает Осин.