«Принято решение о переходе на одноканальное финансирование медицинских учреждений — через фонды обязательного медицинского страхования», — сообщил вице-премьер Александр Жуков после совещания по развитию здравоохранения, состоявшегося в Клину под руководством президента России Дмитрия Медведева. Переход на новую систему будет происходить постепенно, к 2010–2011 году он должен быть осуществлен, уточнил он.
Пока российская государственная медицина кормится из нескольких рук. «Основных источников финансирования здравоохранения два — бюджет, в том числе региональные и муниципальные бюджеты, и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», — напоминает руководитель Центра социальной политики Института экономики РАН Евгений Гонтмахер.
Ряд регионов в пилотном режиме уже переходят на одноканальное финансирование. Видимо, в Минздравсоцразвития России решили, что эксперимент удался и пора переводить на новую систему всю страну. «Результаты реализации пилотных проектов в регионах свидетельствуют о том, что система заработала и дает положительные результаты», — отметила министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова после того, как несколько дней назад посетила больницу в Калининградской области.
Переход на одноканальную систему эксперты одобряют. «Конечно, один источник удобней, чем два», — соглашается Гонтмахер. И технически перейти на одноканальное финансирование, по его словам, очень просто: при планировании бюджета на следующий год деньги, которые раньше выделялись на финансирование здравоохранения, нужно передать в местные территориальные ФОМС.
Однако экспертное сообщество опасается, что правительство выбрало не лучший вариант. Из двух источников финансирования нужно было убрать другой, полагает Гонтмахер. «Я не вижу смысла в таком институте, как ОМС», — признается он. Ведь идея медстрахования заключалась в создании системы из фонда, страховой компании-посредника и клиники. Посредник должен был следить за качеством предоставляемых услуг, равно как и за тем, чтобы поставлялись только необходимые услуги, обеспечивая целевое финансирование здравоохранения. «Этого не произошло. Страховые компании не выполняют этих функций, а просто берут немалый процент за посредничество», — констатирует Гонтмахер. Поэтому, на его взгляд, лучше было бы оставить финансирование из бюджетов.
«Они там, в правительстве, в плену красивых слов — «конкуренция», «страхование». Ну какая конкуренция может быть в здравоохранении? Вот вы поедете в поликлинику на другой конец города? А вы знаете, что при этом лишаетесь вызова врача на дом», — возмущается эксперт.