Расчет и контроль

Реформы закончены — таков главный смысл первого бюджетного послания президента Медведева

Екатерина Мереминская 24.06.2008, 15:48
ИТАР-ТАСС

Реформы закончены. Все механизмы, необходимые для стабильного развития российской экономики, уже созданы. Осталось заставить их работать. Только это спасет страну от механического наращивания госрасходов и роста инфляции. Таков главный посыл первого бюджетного послания президента.

Бюджетное послание президента, полный текст которого появился на сайте Кремля поздно вечером в понедельник, не преподнесло никаких сюрпризов, подтвердив в очередной раз преемственность курса. Все, что нужно для стабильного роста российской экономики, у нас уже есть, подчеркивает документ. Это и два фонда (Резервный и Фонд национального благосостояния), в которых аккумулируются излишки нефтегазовых доходов, и трехлетнее бюджетное планирование, и целевые программы, и межбюджетные механизмы, стимулирующие развитие регионов.

Остается все это, как несколько раз отмечено в послании, «совершенствовать». По многим пунктам у Медведева есть рецепты.

Пенсионное обеспечение нужно сделать «устойчивым», здесь надежды властей на «более эффективное управление пенсионными накоплениями», негосударственное страхование и софинансирование из Фонда национального благосостояния. Самим Фондом национального благосостояния и Резервным фондом также следует управлять эффективнее и «рассмотреть вопрос о расширении состава активов, в которые могут размещаться средства». Системе среднесрочного планирования не хватает «утвержденного правительством РФ порядка разработки прогноза социально-экономического развития». В помощь ей создадут бюджетную стратегию до 2023 года, а с 2009 года введут 15-летнее прогнозирование. Практическое внедрение долгосрочных целевых программ, адресных инвестиционных программ должно заработать, как только получит от правительства «порядки формирования, реализации и оценки эффективности». Эффективность расходования средств федерального бюджета попытаются повысить введением системы контроля, а также нормативно-подушевым финансированием. Для этого же сформируют систему оценки эффективности использования средств, передаваемых госкорпорациям.

В небольших изменениях нуждаются налоги.

Налог на добавленную стоимость (НДС) все-таки будет реформирован.

«Следует окончательно определиться со стратегией и тактикой дальнейшего снижения налоговой нагрузки, в том числе в отношении сроков реформирования налога на добавленную стоимость», — говорится в послании. Но новую ставку президент не озвучил. Некоторые виды услуг «в области социального обслуживания и культуры» получат право на вычеты по НДС. Налог на прибыль организаций сможет быть уменьшен с учетом произведенных расходов на образование, здравоохранение, пенсионное обеспечение, оплату процентов по ипотечным кредитам сотрудников. «Одновременно соответствующие доходы граждан в виде материальной выгоды должны быть освобождены от налогообложения налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом в социально-разумных пределах», — сказано в послании. Но такая налоговая политика, требует Медведев, не должна помешать притоку в бюджет необходимых средств.

Но главная задача — следить за тем, чтобы все это выполнялось. Контроль за использованием государственных денег попытаются повысить включением в Бюджетный кодекс «современных норм в части, касающейся государственного и муниципального финансового контроля и ответственности за нарушение бюджетного законодательства».

«Сюрпризов не было», — признается аналитик «Тройки Диалог» Антон Струченевский, отмечая, что

налоговая часть послания была выдержана полностью в русле майского выступления Владимира Путина перед депутатами Госдумы.

«К счастью, я не увидел, что президент настаивает на дальнейшем увеличении расходов», — говорит он.

С точки зрения политологов,

послание получилось противоречивым, поскольку в нем была сделана попытка объединить часто противоположные интересы Минфина и Минэкономразвития.

«Предыдущее бюджетное послание, последнее от Владимира Путина, было триумфом главы Минфина Алексея Кудрина. Путин мог себе позволить сделать ставку на одно из министерств. У Дмитрия Медведева политически нет такой возможности. Поэтому он называет приоритетные направления расходования средств вслед за МЭР, но одновременно соглашается с Минфином, что госрасходы нужно снижать», — отмечает эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов.