Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Расчет и контроль

Реформы закончены — таков главный смысл первого бюджетного послания президента Медведева

Реформы закончены. Все механизмы, необходимые для стабильного развития российской экономики, уже созданы. Осталось заставить их работать. Только это спасет страну от механического наращивания госрасходов и роста инфляции. Таков главный посыл первого бюджетного послания президента.

Бюджетное послание президента, полный текст которого появился на сайте Кремля поздно вечером в понедельник, не преподнесло никаких сюрпризов, подтвердив в очередной раз преемственность курса. Все, что нужно для стабильного роста российской экономики, у нас уже есть, подчеркивает документ. Это и два фонда (Резервный и Фонд национального благосостояния), в которых аккумулируются излишки нефтегазовых доходов, и трехлетнее бюджетное планирование, и целевые программы, и межбюджетные механизмы, стимулирующие развитие регионов.

Остается все это, как несколько раз отмечено в послании, «совершенствовать». По многим пунктам у Медведева есть рецепты.

Пенсионное обеспечение нужно сделать «устойчивым», здесь надежды властей на «более эффективное управление пенсионными накоплениями», негосударственное страхование и софинансирование из Фонда национального благосостояния. Самим Фондом национального благосостояния и Резервным фондом также следует управлять эффективнее и «рассмотреть вопрос о расширении состава активов, в которые могут размещаться средства». Системе среднесрочного планирования не хватает «утвержденного правительством РФ порядка разработки прогноза социально-экономического развития». В помощь ей создадут бюджетную стратегию до 2023 года, а с 2009 года введут 15-летнее прогнозирование. Практическое внедрение долгосрочных целевых программ, адресных инвестиционных программ должно заработать, как только получит от правительства «порядки формирования, реализации и оценки эффективности». Эффективность расходования средств федерального бюджета попытаются повысить введением системы контроля, а также нормативно-подушевым финансированием. Для этого же сформируют систему оценки эффективности использования средств, передаваемых госкорпорациям.

В небольших изменениях нуждаются налоги.

Налог на добавленную стоимость (НДС) все-таки будет реформирован.

«Следует окончательно определиться со стратегией и тактикой дальнейшего снижения налоговой нагрузки, в том числе в отношении сроков реформирования налога на добавленную стоимость», — говорится в послании. Но новую ставку президент не озвучил. Некоторые виды услуг «в области социального обслуживания и культуры» получат право на вычеты по НДС. Налог на прибыль организаций сможет быть уменьшен с учетом произведенных расходов на образование, здравоохранение, пенсионное обеспечение, оплату процентов по ипотечным кредитам сотрудников. «Одновременно соответствующие доходы граждан в виде материальной выгоды должны быть освобождены от налогообложения налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом в социально-разумных пределах», — сказано в послании. Но такая налоговая политика, требует Медведев, не должна помешать притоку в бюджет необходимых средств.

Но главная задача — следить за тем, чтобы все это выполнялось. Контроль за использованием государственных денег попытаются повысить включением в Бюджетный кодекс «современных норм в части, касающейся государственного и муниципального финансового контроля и ответственности за нарушение бюджетного законодательства».

«Сюрпризов не было», — признается аналитик «Тройки Диалог» Антон Струченевский, отмечая, что

налоговая часть послания была выдержана полностью в русле майского выступления Владимира Путина перед депутатами Госдумы.

«К счастью, я не увидел, что президент настаивает на дальнейшем увеличении расходов», — говорит он.

С точки зрения политологов,

послание получилось противоречивым, поскольку в нем была сделана попытка объединить часто противоположные интересы Минфина и Минэкономразвития.

«Предыдущее бюджетное послание, последнее от Владимира Путина, было триумфом главы Минфина Алексея Кудрина. Путин мог себе позволить сделать ставку на одно из министерств. У Дмитрия Медведева политически нет такой возможности. Поэтому он называет приоритетные направления расходования средств вслед за МЭР, но одновременно соглашается с Минфином, что госрасходы нужно снижать», — отмечает эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов.

Новости и материалы
Стало известно, кто может тренировать «Спартак» до конца сезона
В Германии раскрыли, с кем Израиль координировал ответный удар по Ирану
Уровень воды в Тоболе около Кургана превысил исторический максимум
Член Политбюро ЦК КПК приедет в Россию на встречу по безопасности
В США заявили, что пока не установили причину возникновения COVID-19
Россия резко увеличила поставки товаров в Африку
Юлия Савичева раскритиковала радикальные изменения во внешности
Водозабор в Оренбурге остановлен из-за отключения электроэнергии
Агент Гурцкая: в «Локомотиве» понимают, что Дзюба будет приносить команде вред
В сети обсуждают съемку жены Диброва в мини-бикини: «Сколько ни красуйся, а под боком дед»
В квартиру журналистки «Фонтанки» пришли с обысками по уголовному делу
Кадони о совместимости Бузовой и Прилучного: «Ольга бы без остановки рыдала»
Бывший участник группы «На-На» о Бари Алибасове: «Настоящий тиран и деспот»
«Она знакомая Захарова»: главред «Фонтанки» объяснил обыски у журналистки издания
Стало известно о негативных последствиях для Байдена из-за удара Израиля по Ирану
Доля засекреченных расходов бюджета РФ стала рекордной с 2005 года
Трое украинских военных переплыли Днепр и сдались в плен
WADA не получило денежный взнос от России
Все новости