«Предлагаю в рамках реформы здравоохранения подумать над адресным софинансированием расходов граждан на приобретение лекарств в аптеках. Фактически это создание общей системы лекарственного страхования, в рамках которой государство будет оплачивать часть стоимости лекарств, выписанных по рецепту», — заявил премьер-министр России Владимир Путин на совещании по вопросам развития производства медицинских препаратов в четверг.
Чтобы такая система заработала, нужно просчитать все финансовые затраты, подчеркнул глава правительства, завершить формирование стандартов медицинской помощи, внедрить необходимую систему контроля, в том числе за качеством самих лекарств.
Такая система, видимо, сможет работать по модели существующей программы дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО), которая обеспечивает медикаментами льготные категории граждан.
В качестве источника финансирования программы экспертам на ум в первую очередь приходит единый социальный налог (ЕСН). Его ставка составляет 26%, при этом 3,1% идут в фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС), из которых происходит оплата лекарств льготниками. Увеличить поступления в эти фонды можно повышением ставки ЕСН. Второй возможный источник финансирования «общей системы лекарственного страхования» — федеральный бюджет.
Однако пока идея вызывает у экспертов массу сомнений. Повышение ставки ЕСН может вновь загнать «в тень» зарплаты. «Конечно, медицина у нас вся недофинансированная.
Но если уж увеличивать тариф ЕСН или расходы бюджета, то нужно пустить деньги на более насущные проблемы. Например, на дорогостоящее лечение, на которое действуют квоты. В нем люди действительно нуждаются, а обеспечивается оно на 20%»,
— говорит депутат член комитета Госдумы по бюджету и налогам Оксана Дмитриева.
К тому же действующая программа ДЛО показала, что механизм работает небезупречно.
Из-за ошибок в подсчетах льготников или даже бумажных проволочек льготных лекарств часто не хватает, и в аптеках выстраиваются очереди из инвалидов.
Как выяснилось в ходе громкого коррупционного скандала в 2006 году, лекарства для льготников поставлялись по завышенным ценам. В результате против руководителей Федерального фонда медицинского страхования было возбуждено уголовное дело. «Проведенные в начале 2007 года проверки показали, что в 2006 году льготные рецепты на сумму в 3 млрд рублей были выписаны либо лицам, не являющимся федеральными льготниками, либо на лекарства, не входящие в федеральный перечень, либо лицами, не имеющими права на выписку таких рецептов. В одном из регионов неправильно выписанными оказались более 90% льготных рецептов», — подчитали во Всероссийском обществе инвалидов.
Другая крайность — желание сэкономить государственные деньги и покупка более дешевых лекарств.
Так, недавно медикамент, традиционно принимавшийся людьми с трансплантированной почкой, был заменен в списке оплачиваемых государством препаратов на неизвестный дженерик.
«Учитывая печальный опыт с ДЛО, можно предположить, что интересная в целом идея, скорее всего, опять будет извращена, — полагает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. — Причём извратить её смогут сами граждане, например, выпрашивая рецепты на не нужные им дорогостоящие лекарства и просто складируя их у себя дома. В результате действительно нуждающиеся в этих лекарствах люди не смогут их приобрести». Но и государство может «извратить эту идею», отмечает Баранов, например, сделав такую систему компенсации, при которой отечественный активированный уголь будет компенсироваться на 80—90% стоимости, а иностранные лекарства для диабетиков и сердечников — на 5—10%. «Вряд ли государство захочет допустить снижение налогооблагаемой базы фармацевтических компаний и аптек», — говорит Баранов.
Беспорядка явно добавится, если учесть, что система ДЛО распространяется на несколько миллионов человек, а нововведение охватит все 140 млн населения страны.