Подпишитесь на оповещения от Газета.Ru

448 часов на уплату налогов

Светлана Башурина 17.12.2007, 20:04
Фото: ИТАР-ТАСС

Российская налоговая система занимает 130-ю строчку из 178 в рейтинге стран по уровню сложности налоговых систем, проводимом PricewaterhouseCoopers, IFC и Всемирным банком. В исследовании учитывались такие показатели, как время на административные процедуры, число уплачиваемых налогов, величина налоговых ставок. «Подобные рейтинги условны, — говорит заместитель налогового комитета РСПП Сергей Беляков «Газете.Ru». — Однако они дают общее представление о системе налогообложения в мире».

Согласно данным исследования, россияне в среднем тратят по 448 часов в год, чтобы заплатить налоги и спать спокойно. Это не самое страшное. Бразильцы административным процедурам отдают по 2600 часов в год, и это при том, что необходимо заплатить всего 11 налогов. В этом плане больше всех повезло жителям Мальдив. Они тратят меньше часа на уплату одного единственного налога, налоговая ставка по которому составляет 9,1%. Именно Мальдивы и возглавляют данный рейтинг стран.

Однако эта страна не может похвастаться низкой налоговой ставкой. Лидерство в этом плане принадлежит государству Вануату, где ставка по 31 налогу не превышает 8,4%. Самой безжалостной по отношению к бизнесменам оказалась гамбийская налоговая ставка в 286,7%. Запросы российских налоговиков на этом фоне выглядят скромнее и ограничиваются 51,4%.

При этом в России всего 22 налога. В той же самой Гамбии их количество достигает 50. Налоговики из стран бывшего СССР обгоняют российских по числу взимаемых налогов. Так, в Украине оно составляет 99, в Узбекистане — 118, в Белоруссии — 124. Вместе с тем украинская налоговая ставка чуть превышает уровень российской и держится на отметке в 57,3%. А вот узбекистанская и белорусская пропорциональны количеству налогов в стране и составляют 96,3% и 144,4%. Однако если на уплату налогов в Узбекистане тратят всего лишь 196 часов в год, то на Украине и в Белоруссии этому занятию посвящают 2085 и 1188 часов соответственно. Не удивительно, что с такими показателями эти две страны оказались аутсайдерами рейтинга.

По мнению аналитиков, российская налоговая система не так уж и плоха. «Соответствие правоприменительной практики требованиям российского налогового законодательства вполне бы могло позволить России занять более высокую позицию в рейтинге стран по уровню конкурентности налоговых систем, — сказал Сергей Беляков. — Однако правоприменительная практика у нас далека от норм Налогового кодекса, а иногда и прямо противоположна им». По его мнению, лишь ее обеспечение станет залогом стабильности налоговой системы и даст гарантии соблюдения общих правил игры. Это позволит российской налоговой системе быть конкурентоспособной на мировом уровне. «Многие страны, установившие более высокое номинальное налоговое бремя, занимают более высокие строчки в рейтинге, чем Россия, во многом благодаря более ясной и понятной системе налогового администрирования, — добавляет он. — А у нас даже закрепленные в законе налоговые стимулы не действуют, в результате чего реальные налоговые ставки даже выше номинальных, как, например, ставка налога на прибыль, из-за непризнания значительной части экономически обоснованных затрат расходами. Именно в том и кроется «сложность» нашей налоговой системы».