Слушать новости
Телеграм: @gazetaru
Обман страховщика — не грех

Так думает все больше россиян

ИТАР-ТАСС
Развитие страховых услуг в России, особенно обязательных их видов, принесло неожиданный эффект. Все больше граждан считают нормой обман страховщиков.

Доля россиян, уверенных, что обманывать страховые компании недопустимо, за прошедший год сократилась на 22% (с 69% до 47%), отмечает Национальное агентство финансовых исследований (НАФИ). Еще меньше наших граждан — 36% — расценивают такое действие как преступление. А 28% считают, что обман страховщика — это номально.

Представители этого бизнеса зачастую сами виноваты в таком к себе отношении, объясняют россияне. 19% респондентов считают, что страховщики недобросовестны по отношению к своим клиентам. Некоторые мелкие страховые компании пытаются уйти от ответственности, объясняет гендиректор НАФИ Ольга Кузина, и люди, имея один неудачный опыт, распространяют негативное представление на весь рынок этих услуг.

«Люди гораздо охотней расскажут о своем негативном опыте страхования 10 знакомым, — подтверждает эту точку зрения начальник отдела по выплате убытков по ОСАГО СОАО «Русский Страховой Центр» Вадим Агеев. — А вот сообщить о положительном результате решат немногие, да и то лишь двум-трем близким друзьям».

Еще 15% россиян полагают, что страховщики слишком много «дерут». 19% респондентов признались, что для них страховое бремя просто непосильно. Выплаты же по страховому случаю, наоборот, по их мнению, занижены. Негативное отношение граждан к страхованию непосредственно связано с низкими выплатами, соглашается Агеев.

Но особенно раздражают граждан «навязанные» страховые услуги, в первую очередь ОСАГО. 6% просто ассоциируют такие «поборы» с дополнительным налогом. Может быть, именно по этой причине в области автострахования нарушения совершает каждый 10-й клиент, говорит Кузина.

На все это накладываются и иные факторы. 35% из тех, кто совершает страховые мошенничества, на преступление толкает нехватка средств. 26% граждан, идущих на обман, уверены в своей безнаказанности. При этом 8% россиян даже полагают, что в Уголовном кодексе вообще не предусмотрена статья. 4% респондентов, совершающих страховые мошенничества, делают это под влиянием друзей и знакомых. В 9% случаев люди мстят частным страховым компаниям за долги времен Госстраха.

«На российском рынке складывается «дурная бесконечность», — поделилась Ольга Кузина с «Газетой.Ru». — Люди разочаровываются в компаниях, идут на обман.

Компании, пострадавшие от недобросовестных клиентов, в свою очередь поднимают оплату по страховым взносам. Добропорядочные клиенты вынуждены еще платить и за мошенников».

Впрочем, мошенничество в сфере страхования нельзя считать чисто российской проблемой. В западных странах компании также страдают от недобросовестных клиентов, особенно при медицинском страховании. Доля таких нарушителей составляет там 10%--15% от всех клиентов. В России медицинское страхование только начинает набирать обороты. Поэтому, возможно, у нас все еще впереди.

По мнению 18% россиян, разорвать порочный круг поможет увеличение суммы страховых выплат. Но представители этого бизнеса ставят под сомнение эффективность данной меры. «Скорей всего, такое решение проблемы предлагают граждане, не очень хорошо разбирающиеся в вопросах страхования. Увеличение выплат не уменьшит количество страховых мошенничеств, а приведет к обратному эффекту, — говорит Агеев. — Это лишний раз подтолкнет людей, идущих на обман с целью наживы, на преступление».

14% респондентов считают, что от мошенничества избавит ужесточение санкций. Однако и это не панацея. Профессиональные мошенники всегда найдут дыры в законодательстве, позволяющие избежать наказания, убеждены страховщики.

Чтобы снизить долю мошенничеств, властям на следует принимать необдуманные поправки к законам, дает совет Агеев. «К примеру, сейчас изменяется федеральный закон об ОСАГО. Поправки дают возможность оформлять документы о ДТП без участия сотрудников милиции. Это развязывает руки мошенникам, — приводит пример страхровщик. — Любой автовладелец теперь может составить извещение о ДТП и обратиться в страховую компанию. А так как нет единой базы (она создается с 2004 года, а воз и ныне там), то «пострадавший», пользуясь ситуацией, может обратиться сразу к нескольким страховщикам и получить от них компенсационные выплаты».