Слушать новости
Телеграм: @gazetaru
Рейтинг непрозрачных

Forbes выпустил рейтинг «закрытой российской экономики»

,
ИТАР-ТАСС
Металлургия и ритейл — наиболее закрытые сектора российской экономики. Это следует из ежегодного рейтинга непубличных компаний, вышедшего в октябрьском номере русского Forbes. А пальму первенства среди бизнесменов по «закрытости» удерживает Олег Дерипаска — он владелец сразу четырех таких компаний.

В рейтинг «закрытой российской экономики», опубликованной русским журналом Forbes, попали 200 предприятий с оборотом не менее $300 млн, чьи акции не торгуются на бирже. Среди владельцев четырех из них фигурирует Олег Дерипаска.

Одна из них — «Российский алюминий» — второй год подряд лидирует в списке. Выручку компании в 2006 году журнал оценил в $12,9 млрд. Также Дерипаске принадлежит группа ГАЗ, занимающая 5-е место с $4,38 млрд, компания «Евросибэнерго» (36-е место и $1,2 млрд) и «Главстрой» (44-е место и $1,04 млрд).

Металлургов вообще довольно много в верхней части рейтинга: на втором месте в нем расположилась Уральская горно-металлургическая компания Искандара Махмудова с $7,26 млрд; на четвертом — «Металлоинвест» Алишера Усманова, Василия Анисимова и Андрея Скоча с $4,73 млрд. Десятку также замыкает «Объединенная металлургическая компания» Анатолия Седых с $2,96 млрд, на 17-м месте расположилась группа ЧПТЗ ($2,2 млрд), на 19-м — Русская медная компания ($2,03 млрд).

Третье место досталось многопрофильному холдингу ГК ТАИФ из Татарии. Выручка группы, в которую входят нефтехимические, телекоммуникационные, строительные и инвестиционные компании, составила $5,18 млрд. Контрольный пакет акций «ТАИФ» первоначально принадлежал правительству республики, но, кто является владельцем группы сейчас, журнал не сообщает.

Солидную долю среди непубличных компаний занимают машиностроители.

Помимо уже упоминавшегося ГАЗа они представлены группой СОК (11-е место и $2,8 млрд выручки), «Трансмашинхолдингом» Искандера Махмудова и Андрея Бокарева (20-е место, $2,03 млрд), концерном «Тракторные заводы» Михаила Болотина (53-е место, $920 млн), калининградским «Автотором» (69-е место, $750 млн), Объединенной промышленной корпорацией (74-е место, $750 млн).

«Закрыты» и российские строители. Наиболее крупный из них — «Евроцемент», разместившийся на 23-м месте ($1,8 млрд). Чуть ниже, на 29-м месте, — «Глобалстрой-Инжиниринг» ($1,39 млрд). «Трансстрой» — на 31-м ($1,38 млрд), «ДОН-Строй» — на 34-м ($1,3 млрд).

Но большинство крупных частных предприятий в России занимаются торговлей. Розничные компании составляют наибольшую отраслевую группу, она насчитывает 42 предприятия.

Крупнейшее из них — сеть магазинов бытовой техники «Эльдорадо» — занимает 8-е место с выручкой $3,56 млрд. За ней следуют магазины сотовой связи «Евросеть» (9-е место, $2,99 млрд). Далее автодилер «Рольф» (12-е место, $2,73 млрд). Оптовиков представляет продавец лекарств «СИА Интернейшнл» (13-е место, $2,5 млрд), дистрибуторская компания «Мегаполис» (14-е место, $2,5 млрд), фармацевтический холдинг «Протек» (16-е место, $2,32 млрд).

Такое обилие крупных компаний, не стремящихся на рынок, эксперты объясняют историческими причинами.

«Большинство торгующихся сейчас на бирже предприятий — это компании, образовавшиеся в результате приватизации, у них 50% акций было размещено между рабочим коллективом, и эти акции сразу же попали на биржу, — объясняет аналитик ИК «Ренессанс Капитал» Ованес Оганисян. — Металлургические компании тоже прошли через период передела собственности, когда наличие миноритарных или крупных враждебных акционеров влекло огромные риски, поэтому многие из металлургических компаний, акции которых в середине 90-х котировались на бирже, были преобразованы в непубличные компании».
Что же касается розничных сетей, так обильно представленных в рейтинге, то они создавались с участием капитала основателей и не нуждаются в заемных средствах, поясняют эксперты.

«Российские компании работают в благоприятных рыночных условиях и имеют возможность финансировать развитие за счет собственных средств или достаточно недорогих заемных ресурсов», — говорит руководитель группы финансовой экспертизы ИК «Финам» Юрий Еремин. «Им просто нет необходимости выходить на рынок, — соглашается заместитель начальника аналитического управления ИК «Антанта-Капитал» Александр Потавин. — При необходимости многим из таких компаний банки легко предоставят кредиты, поскольку те обладают устойчивым бизнесом и высокими корпоративными рейтингами».

Однако отсутствие у российских компаний интереса к фондовому рынку замедляет его развитие. «Для фондового рынка это, конечно, не особо позитивно, потому что число эмитентов растет не очень высокими темпами», — признает Еремин.

Впрочем, аналитики не теряют надежды, что в ближайшее время число публичных отечественных компаний увеличится. «Каждая уважающая себя компания должна стремиться выйти на публичный рынок. Это объективная реальность. Владельцам это необходимо, прежде всего, чтобы иметь адекватную оценку бизнеса, — уверен начальник отдела рыночного анализа Собинбанка Александр Разуваев. —

Занять на рынке в итоге окажется намного выгоднее, чем в банке: на рынке заем будет бессрочным и бесплатным, тогда как в банке — платным и срочным. Тем более если учесть, что в текущих условиях ставки по кредитам находятся на достаточно высоком уровне».

Впрочем, пока эмитентов останавливает неблагоприятная конъюнктура, вызванная кризисом ликвидности. Если бы не она, лидер рейтинга был бы другим. «Российский алюминий», напомним, планировал разместить до 25% акций в 2007 году и получить порядка $5 млрд, однако перенес IPO.