Родителям посоветовали перестать хвалить детей за все подряд

Педагог Май: привычка хвалить детей за все подряд вредит их самооценке

Мы, взрослые, хотим для своих детей самого лучшего. Хочется, чтобы они были уверенными, смелыми, знали себе цену. И кажется, что путь к высокой самооценке лежит через похвалу. Вот только есть тонкая грань, за которой искренние слова поддержки превращаются в навязчивую установку: «Ты должен быть молодцом всегда». А это, увы, может только навредить, рассказала «Газете.Ru» Марина Май, основатель образовательных центров «Арт Академия-Академия отличий», эксперт в области интеллектуального развития и раннего образования детей.

«Когда ребенка хвалят за каждый шаг — «молодец, ты сел», «умница, ты взял карандаш», «какой ты у нас художник!» — он сначала радуется. Но со временем привыкает к тому, что любое его действие обязательно должно получить одобрение взрослого. И если вдруг похвалы не последовало — это воспринимается как провал.
Так рождается тревожная зависимость от внешнего подтверждения собственной ценности. Ребенок перестает слышать себя. Он больше не понимает, где он действительно старался, а где просто сделал по привычке — и зачем вообще это сделал: ради интереса или ради очередного «умничка», — объяснила она.

По словам педагога, так ребенок теряет опору внутри себя. Все внимание сосредоточено на реакции взрослого: «А как тебе? А я хорошо сделал?» Снижается мотивация к развитию. Ведь если хвалят и за простое, зачем стараться делать сложное? Формируется страх ошибки. «Если я не справлюсь — меня не похвалят. А если не похвалят — я плохой». Самооценка становится неустойчивой. Она больше не строится на опыте и понимании себя, а строится на одобрении извне. Один раз не похвалили — и все рухнуло.

«Это не значит, что ребенка нельзя хвалить. Важно, как именно это делать. Отмечайте процесс, а не только результат. Не «Ты — гений!», а: «Ты так внимательно работал! Видно, что постарался». Задавайте вопросы. Вместо «Какой у тебя красивый рисунок!» — спросите: «Ты выбрал такие яркие цвета! Что ты хотел этим показать?» — это поможет ребенку осознать и прожить свой опыт. Помогите осмыслить успех. Не просто радоваться пятерке, а обсудить, что помогло ее получить: «Ты много читал», «Ты не сдался, когда было трудно». Учите спокойно относиться к ошибкам. «Не получилось — это нормально. Главное, что ты пробовал», — посоветовала эксперт.

Мы все любим, когда нас хвалят. Но детям, особенно в раннем и младшем школьном возрасте, нужна не просто похвала, а ощущение, что их видят, слышат и ценят по-настоящему. Что взрослый рядом — не как судья с табличками «молодец/не молодец», а как тот, кто помогает понять себя, принять себя и расти.
Иногда лучше просто обнять и сказать: «Я рядом». А не торопиться с очередным «умничка».

«Если вы замечаете за собой привычку хвалить ребенка за все подряд — это не повод ругать себя. Это повод остановиться и начать замечать больше: не только результат, но путь; не только «хорошо», но и по-настоящему. Потому что уверенность вырастает не из «молодца», а из понимания себя и веры в то, что тебя любят и принимают — всегда. Очень важно научить ребенка видеть ценность внутри себя, а не только в отражении в глазах других. Это и есть основа здоровой, устойчивой самооценки. Такой, которая не рушится от одной плохой оценки, критики или промаха. Такой, на которой можно построить взрослую личность, не боящуюся идти своим путем», — резюмировала она.

Ранее родителей предупредили о симптомах перегрева у детей.

Что думаешь?
Загрузка