16 ноября 2018

 $66.11€74.89

18+

Энергетика ДФО Аналитика

Век электричества Дальнего Востока

«Газета.Ru» рассказывает об истории энергетики Дальнего Востока

Современный вид Эгвекинотской ГРЭС
Современный вид Эгвекинотской ГРЭС

Фотография: РусГидро

С начала 20 века энергетика Дальнего Востока прошла несколько периодов — от маленьких частных станций в начале столетия до масштабнейших объектов, способных обеспечить весь регион энергией и теплом. «Газета.Ru» проследила за более чем вековой историей развития энергоинфраструктуры региона. О стройках с начала 20 века до послевоенного периода - в первой части исторического обзора «Газеты.Ru».

Электричество царской эпохи

Электростанции на Дальнем Востоке начали появляться уже в конце 19 века. Первыми освещать свои объекты решили военные и промышленники, но мощности их станций были слишком малы, чтобы обеспечить электричеством целый город.

Однако уже очень скоро о создании электростанций общественного пользования задумались во Владивостоке и Хабаровске.

В результате в октябре 1906 года состоялся запуск первой на Дальнем Востоке городской электростанции в Хабаровске. Инициатором ее строительства стал владелец крупного завода «Арсенал» Симеон Ванков, собственноручно разработавшего проект станции и заказавшего из Германии оборудование. Мощность электростанции составила 120 кВт, и уже очень скоро она освещала дома и несколько улиц Хабаровска.

Во Владивостоке первые частные электростанции появились еще в конце 19 века. К началу 20 века их число достигло четырех, две из них принадлежали торговому дому «Кунст и Альберс» и в совокупности вырабатывали 125 кВт электроэнергии, а еще две были собственностью частных предпринимателей Чирвинского и Радомышельского.

Однако они обеспечивали электричеством лишь одноименные предприятия, и поэтому на собрании городской думы в 1897 году было принято решение о строительстве городской электростанции. Однако рассмотрение различных вариантов электрификации города затянулось на пятнадцать лет, и лишь в начале 1911 года начались работы по строительству станции мощностью 1350 кВт.

Договор на строительство электростанции был заключен с Владивостокским отделением русского общества «Всеобщая компания электричества». По проекту на станции были установлены два водотрубных паровых котла системы «Бобкок и Вилькокс» и два турбогенератора трехфазного тока мощностью 675 кВт каждый. Топливом для будущей станции должен был стать уголь Сучанского рудника.

Все необходимые испытания оборудования электрической станции и электрических сетей города были завершены к февралю 1912 года, а уже 18 февраля 1912 года Владивостокская городская электрическая станция общего пользования была пущена в постоянную эксплуатацию с гарантийным сроком в один год.

К июню 1912 года станция обеспечивала энергией 1785 абонентов Владивостока и 1200 уличных фонарей. В 1913 году городскими властями был разработан план по расширению станции.
Городская управа рассчитывала на 2 очереди модернизации в 1914 году и 1917 годах, однако Первая мировая война, революция и Гражданская война помешали осуществлению этих планов.

Активно развивалась и электрификация Камчатки. Первые частные станции на полуострове создавались при рыбоконсервных заводах после подписания в 1907 году русско-японской рыболовной конвенции. А в августе 1914 года в Петропавловске начала работу первая городская коммунальная электростанция мощностью всего 12 кВт.

Эпоха потрясений

Первая мировая война, революция и гражданская война привели к упадку уже существующих электростанций и существенно отсрочили планы по строительству новых объектов.

Так, Владивостокская городская электростанция к 1920 году оказалась в поистине катастрофическом положении. Несмотря на установку городской администрацией сдвоенного котла системы «Гейне», станция оказалась не в силах удовлетворить потребность города в электроэнергии. В результате значительную часть абонентов пришлось перевести на питание от станции Дальневосточного казенного механического судостроительного завода.
Однако новая советская власть в 1924 году произвела капитальный ремонт всех котлов и паротурбин, а также повысила мощности станции до 2775 кВт/ч. В результате количество энергопотребителей к ноябрю 1924 года достигло 4500 абонентов.

Владивостокская городская электрическая станция общего пользования (ВГЭС №1) после реконструкции 1933 года
Владивостокская городская электрическая станция общего пользования (ВГЭС №1) после реконструкции 1933 года

Сталинские стройки

В 1920 году в стране был принят план ГОЭЛРО, в течение 10-15 лет подразумевавший строительство 30 крупных электростанций с конечной выработкой электроэнергии в 8,8 млрд киловатт-часов в год. Несмотря на то, что изначально план казался невыполнимым, к 1935 году по производству электроэнергии и мощности электростанций СССР вышел на второе место в Европе.

Стартовавшая в сталинскую эпоху индустриализация привела и к началу масштабного строительства энергообъектов на Дальнем Востоке. В результате в 1930-х годах в строй были введены сразу несколько ключевых электростанций – Хабаровская коммунальная электростанция, Артем ГРЭС, ДЭСНА (Дальневосточная электростанция специального назначения), Якутская ЦЭС и Комсомольская ТЭЦ-2 Амурского судостроительного завода № 199.

Кроме того, в 1932 году была закончена реконструкция Владивостокской ГЭС № 1. На ней были установлены 3 котла «Бобкок - Вилькокс» и 2 турбогенератора «Беллис-Морком» мощностью по 3000 кВт каждый. В результате станция достигла мощности 8000 кВт. В 1933 году на ней был установлен еще один турбогенератор мощностью 3000 кВт типа «ОК-30», и мощность станции составила уже 11 000 кВт.

Одной из самых знаменитых дальневосточных электростанций эпохи индустриализации стала Хабаровская коммунальная электростанция - ХЭС . До 1934 года в Хабаровске работала станция мощностью всего 1200 кВт, построенная еще в 1906 году. Вырабатываемой электроэнергии едва хватало на освещение домов и нескольких улиц, так что в 1931 году было принято решение о возведении ХЭС. Первоначально планировалось, что сдача станции в эксплуатацию будет приурочена к празднику первого мая 1932 года, однако различные конструктивные сложности привели к тому, что объект заработал лишь в феврале 1934 года. Этому способствовали усилия участвовавших в стройке бойцов Красной армии. Как писала в 1933 году газета «Тихоокеанская звезда», бойцы и командиры ОКДВА показывали «невиданные на ХЭС и в Хабаровске темпы работ, выполняя план на 150–350 процентов в труднейших условиях».

Строительство Хабаровской ТЭЦ-2
Строительство Хабаровской ТЭЦ-2

Уже существующая и новая станции были объединены в одно хозяйство, с 1960 года получившее название Хабаровская ТЭЦ-2.

В 1930-х годах было также начато строительство связей между электростанциями. В 1938 году посредством проложенного по дну бухты Золотой Рог кабеля параллельную работу смогли начать ВГЭС № 1 и построенная на острове Русском электростанция «КЭТ» мощностью 6000 кВт.

В 1937 году была построена линия электропередачи в 110 кВ от строящейся Артемовской ГРЭС до города Владивостока, а в 1938 году было создано управление электрических сетей и энергосбыта «Дальэнерго». Оно приняло на себя диспетчерские функции по работе электростанций и энергосетей и объединила их в единую энергосистему.

В 1934 году в новообразованном городе Комсомольск-на-Амуре началось строительство ТЭЦ Амурского судостроительного завода. Первая очередь теплоцентрали строилась в тяжелейших условиях. Так, из котлована будущей станции в ручную выносили снег, а во время монтажа машинного зала и котельной многие грузы переходилось перетаскивать с помощью ручных лебедок. На завершающем этапе строительства рабочие даже умудрились без спецсредств погасить вспыхнувший на станции пожар.

Уже осенью 1934 года в эксплуатацию был введен первый котел станции, а 26 ноября 1935 года один из первых генераторов теплоцентрали взял промышленную нагрузку в 3 000 кВт. Эта дата и стала днем рождения одного из старейших предприятий города — Комсомольской ТЭЦ-2.

Современный вид Комсомольской ТЭЦ-2
Современный вид Комсомольской ТЭЦ-2

В 1937 году в Приморье была пущена во временную эксплуатацию Артемовская ГРЭС. Именно с ее появлением начала формироваться энергетическая система Приморская края, а до начала 1970-х годов станция оставалась самой крупной в регионе.

Современный вид Артемовской ГРЭС
Современный вид Артемовской ГРЭС

В том же 1937 году в Якутске была запущена Якутская ЦЭС. Построенная в условиях вечной мерзлоты, она изначально работала на угле, мощность станции составляла 2500 кВт.

Суровое военное время

Великая Отечественная война не позволила вести планомерное развитие энергетики на Дальнем Востоке.

Однако пока бойцы Красной армии защищали родину на фронте, работники электростанций тоже не сидели сложа руки. Так, в Комсомольске-на-Амуре персонал двадцати квартальных котельных мобилизовали на фронт, и город оказался под угрозой замерзания. Однако специалисты Комсомольской теплоэлектростанции всего за 55 дней спроектировали и построили первую теплотрассу протяженностью 4,5 километра. В результате уже в начале ноября удалось организовать отопление города.

Главными потребителями электроэнергии и тепла в годы войны были заводы, работающие на оборону, так что почти никаких сбоев и перерывов в электроснабжении не допускалось. В результате на Хабаровской электростанции сроки ремонта оборудования сократили в два раза.

В военное время было начато строительство только одной станции - Чаунской ТЭЦ, которая до сих пор обеспечивает электроэнергией самый северный город России – Певек.

Современный вид Чаунской ТЭЦ
Современный вид Чаунской ТЭЦ

Оборудование для введенной в эксплуатацию в 1944 году станции частично состояло из трофейных и репарационных агрегатов японского и шведского производства, а часть деталей была закуплена в США. Кроме того, для восполнения дефицита воды для технических нужд в зимние месяцы использовалась опреснительная установка морской воды. Уже с 1948 года станция выдавала до 3750 кВт электроэнергии.

Электричество победы

В 1950-е гг. начинается новое энергетическое строительство на Дальнем Востоке. Возобновляются замороженные энергетические стройки Хабаровской ТЭЦ-1 и Комсомольской ТЭЦ-1.

Турбинныи зал Комсомольскои ТЭЦ-1 (1960-е гг.)
Турбинныи зал Комсомольскои ТЭЦ-1 (1960-е гг.)

В 1952 году состоялся пуск Эгвекинотской ГРЭС, а в 1953 году на Райчихинской ТЭЦ ток дал первый турбогенератор мощностью 12 000 кВт. Станция стала первым крупным энергообъектом Амурской области.

Современный вид Эгвекинотской ГРЭС
Современный вид Эгвекинотской ГРЭС

В 1954 году сдать в эксплуатацию удалось сразу три станции – помимо уже упомянутой Хабаровской ТЭЦ-1 ими стали Сучанская и Аркагалинская ГРЭС.

Современный вид Аркагалинской ГРЭС
Современный вид Аркагалинской ГРЭС

Последняя позволила существенно увеличить добычу золота на Колыме. В том же регионе в 1956 году посредством объединения Аркагалинского, Эльгено-Тасканского и Тенькинского энергокомбинатов в единый энергоузел удалось организовать центральные электрические сети, ныне носящие название ОАО «Магаданэнерго».

Схожая центральная энергосистема в 1957 году появилась и в Хабаровском крае. В состав «Хабаровскэнерго» были переданы Хабаровская ТЭЦ-1 Комсомольская ТЭЦ-1, Комсомольская ТЭЦ-2, и Хабаровская ТЭЦ-2.

Читайте также:
  • Livejournal