22 февраля 2020

 $64.05€69.51

18+

ЭКСПОРТ

Бензин вместо нефти

Пока Россия экспортирует главным образом сырье и дешевые нефтепродукты

Фотография: Александр Рюмин/ИТАР-ТАСС

У России есть все возможности наращивать экспорт продукции с добавленной стоимостью, в частности — нефтепродуктов, зарубежные поставки которых уже сейчас обеспечивают 10% бюджета. Однако для этого необходимо принять целый ряд мер и в первую очередь — к 2016 году модернизировать НПЗ, увеличив глубину переработки, сократить издержки, а также снизить зависимость от внешнего кредитования.

Россия традиционно считается экспортером сырья, в первую очередь — нефти и газа. Однако значительную часть российского бюджета обеспечивает экспорт продуктов с добавленной стоимостью, в частности — продуктов переработки нефти.

«В 2014 году бюджетные доходы от экспортной пошлины на нефть составили 2,6 трлн руб., — рассказывает Александра Суслина из Экономической экспертной группы. — Поступления от поставок нефтепродуктов составили 1,489 трлн руб. (10% федерального бюджета), что в три раза превышает доходы от экспортных пошлин на газ».

В прошлом году в России было добыто 526,729 млн т нефти. Из них на экспорт было отправлено чуть более 236 млн т (сырая нефть) и 290,68 млн т были направлены на переработку.

По данным Thomson Reuters Kortes, средняя цена сырой нефти составляла 15,01 тыс. руб. за тонну. Выход нефтепродуктов из тонны нефти в среднем по России получается следующим: 26,6% дизельного топлива, 24,9% мазута, 17,6% автомобильных бензинов, 3,9% керосина, 1,9% битумов, а на сжиженные углеводородные газы (СУГ) приходится менее 1%. Остальные 14,9% — прочие нефтепродукты, еще 10% составляют потери.

Цены на нефтепродукты значительно разнятся. Если ДТ и бензин стоят 33,85 тыс. и 33,53 тыс. руб. за тонну соответственно, то, например, мазут и битумы получаются даже дешевле сырой нефти — 13,4 тыс. и 12,09 тыс. руб. за тонну.

С учетом этого общая стоимость корзины нефтепродуктов, получаемых из одной тонны нефти, составляет 21,3 тыс руб., то есть добавленная стоимость — около 42%.

Однако объемы экспорта основных нефтепродуктов значительно ниже, чем сырой нефти, — всего около 113 млн т (данные Thomson Reuters Kortes). Причем основная часть (56,4 млн т) приходится на мазут, который даже дешевле сырья.

На втором месте — дизельное топливо (45,3 млн т), 5 млн т составил экспорт СУГ, и лишь 4,2 млн т пришлось на автомобильные бензины.

Александра Суслина отмечает, что в России производство нефтепродуктов очень затратно, оно требует много денег и мощностей, плюс к этому необходимо добиваться качества европейского уровня, чтобы заинтересовать импортеров. Поэтому зачастую выгоднее поставлять сырую нефть. «Чтобы изменить ситуацию, необходим ряд решений в разных сферах, — говорит эксперт. — В частности, в технологической и налоговой».

В Thomson Reuters Kortes напоминают, что еще совсем недавно (до начала процесса модернизации НПЗ, соглашение которой было заключено нефтяниками, ФАС, Ростехнадзором и Росстандартом в 2001 году) существовало два подхода к развитию российской нефтеперерабатываюшей отрасли.

Первый предполагал, что переработка должна полностью обеспечить внутреннее потребление, а на экспорт должны идти оставшиеся объемы нефти. Второй сценарий ориентируется на дополнительную прибыльность так называемой продукции высокого передела (то есть собственно нефтепродуктов).

«Оба варианта имеют как плюсы, так и минусы, — рассказывают в Thomson Reuters Kortes. — Первый приводит к формированию закрытой системы, основанной на тщательной защите интересов внутренних производителей, но предполагает более жесткую политику экспортных пошлин на нефть, т.к. последняя является основным источником пополнения бюджета».

Второй подход должен основываться на открытой и конкурентной системе отношений, но она, в свою очередь, напрямую зависит от внешних рынков.

Россия выбрала второй вариант. Одним из важных шагов на этом пути эксперты Thomson Reuters Kortes называют вступление в ВТО (август 2012 года), когда Россия подписала соответствующие обязательства по формированию экспортно-импортной политики, в том числе и по продуктам нефтепереработки. Однако в связи с тем, что нефтепродукты являются важной частью российской экономики, для них было сделано исключение, дающее России право самостоятельно определять экспортную политику в их отношении.

Кроме того, в русле второго сценария был принят технический регламент, определяющий путь по улучшению качества российских нефтепродуктов.

«И если раньше российский дизель использовался в Европе как сырье для производства качественного топлива, то сейчас на экспорт идет высококачественный дизель стандарта Евро-5», — подчеркивают в Thomson Reuters Kortes.

По словам экспертов, российская продукция может быть конкурентоспособной на мировых рынках (и не только в странах бывшего Советского Союза).

«Но для этого необходимо решить еще большой круг задач, — предупреждают в Thomson Reuters Kortes. — Снизить зависимость от внешнего кредитования, сократить издержки (например, затраты на электроэнергию), снизить потери и улучшить качество выпускаемой продукции как нефтепереработки, так и нефтехимии, развивать внутренние отрасли – потребители нефтехимической продукции и т.д.».

Также существенное влияние на потенциал экспорта российских нефтепродуктов окажет своевременное исполнение упомянутого уже соглашения по модернизации мощностей. В частности, снижение выпуска мазута на тонну сырья и увеличение глубины переработки нефти приведет к росту маржи нефтеперерабатывающего сектора.

Читайте также:
  • Livejournal