26 февраля 2020

 $65.52€70.98

18+

ЭКСПОРТ

Экспорт не значит сырье

Представители власти, бизнеса и финансовых институтов обсудили проблемы экспорта на «Иннопроме»

Международная выставка «ИННОПРОМ 2015» в Екатеринбурге
Международная выставка «ИННОПРОМ 2015» в Екатеринбурге

Фотография: Донат Сорокин/ТАСС

На международной выставке «Иннопром» в Екатеринбурге прошел круглый стол, посвященный проблемам развития несырьевого экспорта из России. На фоне обесценившегося рубля российские предприятия получили «окно возможностей» для расширения географии сбыта своей продукции за рубежом. Но для этого им необходимо решить проблемы с кредитным финансированием и информационной осведомленностью. Помочь в решении этих вопросов призван недавно созданный Российский экспортный центр.

Российские власти продолжают работать с бизнес-сообществом и развивать несырьевой экспорт. «Нужно работать не только линии импортозамещения, но и экспортозамещения», - заявил замминистра Минпромторга Георгий Каламанов, выступая на круглом столе, состоявшемся в Екатеринбурге в рамках международной промышленной выставки «Иннопром». По его словам, необходимо искать новые рынки сбыта и открывать их, а главное – активно сотрудничать с институтами поддержки экспорта, такими как ЭКСАР и Российский экспортный центр.

Вопрос развития несырьевого экспорта встал особо остро на фоне последних кризисных явлений. Низкие цены на нефть в очередной раз подчеркнули необходимость диверсифицировать экспортные потоки из России.

К тому же, обесценившийся рубль привел к снижению издержек в валютном эквиваленте и повышению ценовой конкурентоспособности российских товаров за рубежом. Это конкурентное преимущество необходимо использовать во внешнеэкономической экспансии российских товаров. «Сейчас то самое окно возможностей, когда растущие, энергичные и инициативные компании получают возможность выйти на внешние рынки со своей продукцией», - уверен президент «Деловой России» Алексей Репик. По его словам, за долгий период высоких цен на энергоносители «в России привыкли воспринимать слово «экспорт» как синоним слова «сырье».

«Мы привыкли говорить о диверсификации экономики, но дальше слов дело не заходило», - резюмировал Репик.

В докризисный период основным рынком сбыта российских несырьевых компаний был внутренний рынок. Сейчас внутренний спрос сокращается, и российским компаниям становится тесно внутри страны. Необходимо расширять географию поставок своей продукции и выходить на новые зарубежные рынки. Российские предприятия в настоящее время ощутили серьезную потребность в освоении экспортных рынков. «Не было бы счастья, да несчастье помогло», - ухмыльнулся глава «Деловой России».

Пока несырьевой экспорт в России, особенно в том, что касается малого и среднего предпринимательства, находится в зачаточном состоянии. Доля МСП, занимающихся экспортом, не превышает 1%.

В развитых странах этот показатель составляет несколько десятков процентов. Оказывать поддержку российским предпринимателям необходимо и со стороны федеральных и региональных властей, и с помощью экспортных центров, и в рамках бизнес-миссий.

О необходимости разработки программ и инструментов поддержки экспортеров со стороны региональных властей напомнил генеральный директор ЭКСАРа Алексей Тюпанов. «Не только федеральная власть должна помогать и создавать программы и стимулы», - отметил Тюпанов. Пока в регионах существуют комплексные поддержки предприятий, но отдельных программ для компаний-экспортеров практически не существует. «Мы не делим предприятия по принципу экспортер/неэкспортер и не даем отдельные меры поддержки, - сообщил замруководителя министерства промышленности Свердловской области Игорь Зеленкин. - Вывести максимально большое количество предприятий на экспортные рынки – в целом наша задача».

Одной из главных проблем на пути к развитию экспортного потенциала Зеленкин назвал нехватку информации о возможных мерах помощи экспортерам.

По словам чиновника, пока большинство компаний в регионе мало проинформировано о возможностях экспортной поддержки. «Проведя анализ рынка, выяснилось, что предприятия либо не знают, что есть инструменты поддержки экспорта, либо по каким-то причинам опасаются или не хотят подавать заявки и участвовать», - сообщил Зеленкин. Для этого с начала года была проведена серия семинаров по ознакомлению компаний со всеми мерами поддержки, которые имеются в портфеле региональных и федеральных властей.

Информационная и консультационная поддержка в рамках продвижения отечественных товаров на внешних рынках очень важна, считает и министр экономического развития Челябинской области Татьяна Кузнецова. По ее словам, в области только начинают проводить семинары и знакомить потенциальных экспортеров с инструментарием, который имеется в распоряжении ЭКСАРа. Кузнецова подчеркнула, что на начальном этапе необходимо буквально пошагово объяснять представителям бизнеса, как работает система поддержки.

«Нужно помогать с самыми элементарными шагами: заполнить заявку, распространить информацию о том, что этот институт существует и он помогает», - рассказала Кузнецова.

Тем временем, выступавшие на круглом столе представители российского бизнеса прежде всего говорили о необходимости финансовой поддержки. «Выходить на новые рынки с нуля очень сложно, никто там нас не ждет», - рассказал управляющий директор ТК «Евраз Холдинг» Евгений Алексеенко. По его словам, иностранные компании готовы идти и на понижение цены для потребителя, и на предоставление кредитных линий и отсрочек, что для российских компаний, тем более для небольших предприятий, является проблематичным.

О необходимости экспортного финансирования говорил и директор по маркетингу производителя синхронных двигателей «Русэлпром» Родион Сурков. При этом он подчеркнул, что бизнес нуждается еще и в предэкспортном финансировании.

«Оборудование изготавливается 9-12 месяцев, необходимо закупить сырье, изготовить продукцию, отгрузить ее, только после этого можно подать заявку на финансирование, - привел пример Сурков. - Это серьезное ограничение экспорта».

Некоторые из этих мер уже оказывает ЭКСАР, российское Агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций. В том, что касается страховой кредитной поддержки, «почти все экспортеры знают, что в этой части они не останутся в одиночке», заметил глава «Деловой России» Репик. При этом необходимо, по его мнению, оказывать государственную финансовую поддержку за счет доступа к длинным кредитам - «на возмездной основе», подчеркнул глава «Деловой России».

Но для вывода российского несырьевого экспорта из зачаточного состояния этого мало. По его словам, нужно максимально упростить все процедуры и улучшить инфраструктуру продвижения товаров.

«Несырьевой товар просто так не продашь: его нужно адаптировать под потребности зарубежных рынков, несырьевой товар нуждается в инфраструктуре и продвижении, таких как торговые ресурсы, сети, гарантийные центры, центры техобслуживания, а эти ниши пока плохо развиты», - посетовал Репик, добавив, что подобные меры уже давно действуют во многих индустриально развитых странах.

«На уровне министерства готовы поддерживать каждую компанию в отдельности, но не хотелось бы в ручном режиме», - отметил замминистра Минпромторга Каламанов. «Надеемся, что единое окно заработает в полном масштабе», - добавил он, имея в виду недавно созданный институт развития - Российский экспортный центр, который возглавил Петр Фрадков, одновременно являющийся первым заместителем руководителя Внешэкономбанка.

Этой структуре, в состав которой в качестве дочерних подразделений со временем войдут ЭКСАР и Росэксимбанк, и предстоит заняться всеми теми проблемами, с которыми сталкиваются российские экспортеры, преимущественно малый и средний бизнес.

Прежде всего, РЭЦ продолжит работу с потенциальными экспортерами в части информирования о мерах поддержки, сообщил представитель РЭЦ Сергей Болотаев. Успешность работы института будет зависеть, по мнению Болотаева, в том, насколько плотно удастся выстроить кооперацию в этом вопросе между представителями бизнеса, властью и центром экспортной поддержки. Одной из главных задач на ближайшую перспективу он видит создание торговых домов за рубежом, где будут представлены российские предприятия и которые станут переговорной площадкой для заключения контрактов. Болотов подчеркнул: сделать предстоит много, а для этого нужна совместная работа.

  • Livejournal