В американских школах плохо преподают математику

Brand X Pictures/East News
Прочитала дискуссии о школах, о странах и привожу свою точку зрения. Обычно, мои критики пишут о розовых очках, восхищении без анализа ситуации. Я живу достаточно долго в США, хорошо знаю Россию, бывала в Европе (не жила) и знаю предмет, о котором пишу. Просто невозможно привести все примеры, иллюстрирующие уровень жизни в США. Итак, о математике и американской демократии.

Мы публикуем отклик на «личный опыт» нашего читателя «В Канаде моей дочке повезло». — ред.

Недавно прочитала дискуссию в Wall Street Journal об американской системе обучения в школе. Три эксперта в области образования — Joel Klein (глава Нью-Йоркского департамента образования), Amy Cutmann (президент Пенсильванского университета), Chrictopher Edley Jr. (ректор юридического факультета Калифорнийского университета) — обсуждали тему низкого уровня знаний в области математики и точных наук в высшей школе США.

Почему школьники США намного уступают китайским и индийским школьникам, что в корне неверно в системе обучения?

Все эксперты согласились в главном : учителя, финансирование, новые технологии.

На мой русский взгляд американские школы финансируются великолепно, такого количества пособий, вспомогательных материалов, компьютеров вряд ли встретишь во всех публичных школах Китая, Индии и России. В отношении же учителей и системы преподавания осмелюсь высказать своё мнение.

Основы математики, без которых невозможно изучение алгебры, геометрии или физики с химией не «вдалбливаются» в головы школьников. Средний школьник будет искать результат несложных математических операций, пользуясь калькулятором или на пальцах в средней и младшей школе.

Не тренируется абстрактное мышление, нет постепенного перехода от простого к сложному в смысле достаточного количества часов для усвоения и повторения пройденного материала.

А самый главный недостаток — стандартизация обучения, в которой тесно одарённому и неординарному учителю: программы, тесты, единые экзамены.

В первые недели работы в американской школе меня удивляло, что многих преподавателей зовут, напимер, coach B..., что означает тренер Б... Познакомилась с учителями, закончившими университет в Хьюстоне, и выяснила, что они являются тренерами какого-либо вида спорта в школе и одновременно преподавателями, предположим, точных наук или истории.

Спортивные мужчины и женщины явно прекрасные тренеры школьных команд, но прекрасные ли они преподаватели по другим предметам? Из моего небольшого опыта замещения учителей математики и точных наук я убедилась, как скрупулёзно расписаны все программы, какое множество пособий, задач, вопросов по подготовке к тестам. Учитель объясняет материал, читая с проектора страницу учебника или математическое выражение.

Стандартизация. Словари всех математических и физических символов и выражений. Шпаргалки с формулами и переводами из метрической системы в американскую.

Хочу оговориться, что многие алгебраические и геометрические задачи, функции решаются и объясняются другими способами, чем в наших советских учебниках. Например, я находила решение алгебраического выражения или функции, но не могла его объяснить школьникам. Почему? Другой ход рассуждений. Иногда задавала простые вопросы учителям математики, и часто они мне не могли ответить, поскольку не касались сегодняшней темы их уроков.

Видимо, четкая регламентация учебного процесса отсеиваит одарённых и неравнодушных учителей математики и точных наук.

Личность преподавателя определяет атмосферу в классе, интерес и знания учеников. А система оплаты уравнивает всех учителей. Поэтому самые лучшие преподаватели работают в колледжах, университетах и в США нет никаких проблем со знаниями студентов на этом уровне.

О преподавании физики и химии даже и говорить не хочется. Общие понятия и выражения, никакой чёткости и логического подхода.

Мои выводы: нужны новые программы и высокопрофессиональные учителя.

Правы американцы, что необходимо дополнительное финансирование, но только с целью поощрения и привлечения лучших учителей, нужна большая свобода в обучении и соревновательность. Вдруг все мои рассуждения о преподавании математики показались мне несостоятельными. Почему? Я побывала на уроке математики в пятом классе у молодого преподавателя Mr. Brook. Вы не представляете, насколько интересно и увлекательно проходило обучение математике! Преподаватель был волшебником, открывающим ребятам красоту и занимательность этой скучной, на первый взгляд, науки. В его руках обычные игральные карты оказались задачами на повторение умножения и правил округления чисел.

Ни один из студентов не тянулся к калькулятору, они находили ответы в уме.

Школьники соревновались в знаниях, в быстроте ответов, глаза их горели! Учитель держал ритм, меняя картёжную колоду на кубики. Преподаватель даже не следил за ответами, школьники контролировали ситуацию и в конце урока самые отличившиеся школьники получали талоны или карточки, которые становились настоящим мороженым при определённом количестве баллов.

По окончании урока я выразила своё восхищение учителю. Он улыбнулся, сказав, что любит математику и своих ребят. На мой вопрос, где он нашел все эти занимательные игры, просто ответил.
— Существует множество пособий и математических игр. Нужно просто хотеть играть в математику.
Я сразу же вспомнила знаменитую ленинградскую физико-математическую 239 школу, которую окончил мой старший сын. Преподаватели, учителя - душа и уровень знаний школьников!
Таких учителей в США не так уж много, так как в капиталистическом демократическом обществе ум, способности, образование, талант непосредственно связаны с материальным положением человека.

Сейчас в США стали создаваться «Charter schools» или конткратные публичные школы.

Эти школы заключают контракты с правительством штата, они бесплатные, небольшие по численности и более свободны в выборе, методике преподавания, подборе учителей и взаимоотношений со школьниками. Американцы экспериментируют, вкладывают деньги и, уверена, результат не заставит нас долго ждать!

Небольшой пример: недалеко от моего дома, практически построена «Education Village», то есть небольшой городок, где находятся младшая, средняя и высшая школы, оборудованные и оснащённые всеми мыслимыми и немыслимыми технологиями и пособиями.

Считаю, что американское общество, американская система является одной из самых совершенных демократий и капиталистических стран в мире, если вообще применимо слово «совершенно» к демократии.

Не хочу вспоминать набившие оскомину слова Черчиля о демократии, но...

1. Отношение к старикам и детям.
2. Отношение к умственно отсталым и физически неполноценным людям.
3. Равные возможности при обучении в школе.
4. Высокая оплата у образованных и талантливых людей.
5. Ценность жизни каждого человека.
6. Отсутствие фарисейства у государства, которое открыто защищает свои экономические и политические интересы.
7.Дружелюбие, готовность помочь незнакомому человеку.
8. Любовь американцев к своей стране.
является для меня главными факторами, определяющими зрелость и притягательность американской общественной системы.

Америка — страна возможностей. Страна, где » Nothing is impossible или Everything is possible!» — моё любимое американское выражение!

Жить в США не скучно, но и не легко.

Например Ваша «покорная слуга» работает 12 часов в сутки в своём далеко не комсомольском возрасте. Так сложиласть моя судьба сейчас. Только прошу Вас не давать мне советы по старой «советской» привычке, а на вопросы отвечу с удовольствием!

С уважением и любовью, Ольга ( Питерская американка)