Преподаю за рубежом: профессор здесь почти обслуга

Pixland/East News
У меня тоже сложилось определенное мнение об англо-саксонской системе преподавания. Опыт: три года в аспирантуре и преподавание в английском университете.

Мы публикуем отклик на «личный опыт» нашего читателя «Образование в США: что меня удивило». — ред.

Преподавание в полном смысле слова: лекции, семинары, составление и проверка экзаменационных работ, короче, полная ответственность с оговоркой, что официально лидер курса – мой супервизор, т.к. формально я не могу быть лектором, пока сама не защитилась.

И вот мое впечатление: здесь отношение к преподавателям потребительское.

Студенты давят на преподавателей, препы защищаются формальными законами. Да, тут могут завалить студента, если он вдруг не понравился профессору (обычно в ответ на кляузы со стороны студента), причем завалят так красиво, что комар носа не подточит.

Студенты приходят «взять» курс.

Это выражение очень хорошо характеризует отношение студентов к обучению. С одной стороны они хотят, чтобы им «дали» знания наиболее эффективным методом, с другой - сильно возмущаются, когда от них требуют обратной связи для оптимизации процесса «давания» знаний.

Отсутствие единой системы подготовки приводит к тому, что на курс теоретической физики приходят студенты с ОЧЕНЬ разным уровнем подготовки.

Конечно, есть формальные критерии отбора, но я сужу по факту – разрыв в знаниях просто ужасный.

Треть курса теряется на простых математических операциях, треть решает диффуры в уме и скучает, треть интересуют только приложения (вообще не хотим знать никаких уравнений).

В начале семестра у студентов было полно энергии, и они с радостью решали все, что я задавала. Через месяц, после Hallowing, КПД упал до нуля. Студенты просто не способны втянуться в обучение после пьянок. Развитая культура праздников и прочих увеселительных мероприятий (social activities) приводит к тому, что студенты пьют не просыхая.

Семестр и так очень короткий, всего 12 недель, а тут еще куча праздников... им просто некогда учиться!

В итоге вместо изучения нового материала, максимум, на что они способны, это вызубрить пару определений и научиться решать два типа задач.

Если бы группы студентов набирались по уровню начальной подготовки, результат был бы выше. Однако разделение по уровню подготовки, как оказалось, противоречит «правам человека», ну, или чему-то там еще. Университет категорически отказывается внедрять такую практику, чтобы не обидеть студентов (ведь часть из них оскорбиться, попав во «второй» состав).

Второе зло – социальная жизнь.

Студенты поступают в университет не столько за образованием, сколько, чтобы вести студенческую жизнь. Кто был в западном университете, тот знает, какое огромное количество событий, кружком, обществ, вечеринок и проч. организовывается в кампусе. Не учеба, а сплошные развлечения. Имхо перебор.

Мне не платят за преподавание, я занимаюсь этим для собственного удовольствия, и ради опыта.

Еще совсем недавно я сама была студенткой в московском ВУЗе, где преподаватели не просто учили, а передавали знания.

В меру своих способностей я пытаюсь делать здесь то же самое, т.е. не просто начитать то, что есть в методике, но объяснить и расширить материал. В Москве мы (студенты) могли проспать лекцию и даже вообще не ходить на лекции, а читать книжки дома (благо посещаемость никто не фиксировал).

Но мы всегда приходили на последнюю лекцию, когда профессор читал материал, которого нет в книгах, последние достижения науки.

Здесь все наоборот.

Все посещают в семестре (хотя я не отмечаю посещаемость), но на последнюю лекцию, которую я сделала в виде обзора последних достижений науки в области, пришло меньше трети, и только иностранцы.

Англичанам не нужно знать больше, чем заявлено.

Мне очень хотелось заинтересовать студентов предметом, и вот, пока не особенно получается…

На счет шпаргалок, таковых, правда, нет. Но! И экзаменационные вопросы составляют так, чтобы на них мог ответить «средний» студент (именно такие указания мне дали для составления экзаменационных работ), плюс одно-два задания для продвинутых студентов.

Отличная оценка (with distinction) начинается с 70%, по-нашему это «4-» (четыре с минусом). Насчет анонимной проверки работ тоже не стоит обольщаться. Конечно, имя-фамилия студента заклеиваются, но также легко отклеиваются.

Кроме того, после проверки всех работ оценки нормируются.

Т.е. если вдруг вышло, что больше половины студентов написали экзамен на 70% и выше, то часто изменяют шкалу так, чтобы только действительно лучшие попали в distinction. С одной стороны это правильно, т.к. надо отличать distinction с 72% и distinction с 97%. Это совершенно разный уровень знаний, но будет оценен на одном уровне (в итоговой ведомости не пишут балл экзамена, а только прошел-не прошел-прошел с отличием).

С другой стороны, если студент написал на 70%, то он написал на 70%. В прошлом году, я нормировала оценки, чтобы отметить действительно выдающихся студентов. В этом оставила все, как написали. Лично мне не нравится система с 70%, в следующем году составлю экзамен так, чтобы более 70% могли решить действительно только выдающиеся личности.

Ну, и пару ложек дегтя. Студенты стучат.

Особенно этим отличаются иностранцы, которые знают свои права, как Отче Наш. Англичане видят, где преподаватель общается с ними по-человечески, и отвечают тем же. Формальный подход, вызывает, обычно, ответную зеркальную реакцию.

В прошлом году на меня написали одну жалобу.

Сработал механизм самозащиты профсоюза профессоров – авторам жалобы было очень сложно защитить магистерский диплом в конце года.

Но так везде, мне самой доставалось от профессоров в Mоскве. Разница лишь в том, что в России профессор – носитель знаний, а в Англии из него пытаются сделать обслугу.